16+
  • $:90.9873
  • €:98.7776
Вс 19 мая, 19:23, °C,

И печник, и трубочист

Некогда была такая примета: встретил на улице трубочиста — оторви от его костюма пуговицу, и будет тебе счастье. Современные трубочисты камзолов с цилиндрами не носят, чаще — униформу на липучках. Да и сама профессия стала вымирающей — на весь Урюпинск и район нашелся только один человек, имеющий разрешение на этот вид работ. О тонкостях своей профессии он рассказал нашему корреспонденту.


Руслан Маргушев (на снимке) — работник местного отделения ВДПО. По трудовой книжке он печник 3-го разряда. До этого был каменщиком в Урюпинском РСУ, а в конце девяностых, когда дела у конторы пошли плохо, устроился в ВДПО. Тут-то он и понял, что его навыков строителя для печного ремесла маловато. Учился, как говорится, на ходу, благо практики в те годы было предостаточно — люди массово переходили на газовое отопление и переделывали печи под форсунки. Да и перенимать навыки было у кого, вспоминает Руслан Гумарович, печников в их организации было несколько десятков. Сейчас же он один. Правила кладки освоил настолько, что печь может сделать даже без чертежа, только мысленно представляя, как она будет выглядеть. За камины, правда, не берется, говорит, не было необходимости.
Тонкостей здесь, как и в любом деле хватает. Внутри каждой печи должен быть извилистый лабиринт, чтобы дым мог свободно гулять по его закоулкам, отдавая все тепло кирпичам. Даже налипший в дымоходе раствор может стать для него препятствием. Нарушишь это правило — и печь не будет гореть. Или начнет дымить. А иногда вроде и сложено все как надо, а греет печь все равно плохо — тогда нужно вспоминать, с каким настроением брался за работу. Печники верят, что даже это влияет на результат. А вот профессиональные «фокусы» вроде вмонтированного в дымоход бутылочного горлышка (когда в дымоходе гуляет ветер, печка «поет» — этим, говорят, грешат некоторые печники) урюпинский мастер не одобряет, считая это неуважением к собственному труду.
Впрочем, кладка всевозможных печей, переделка их под газ — только одна сторона работы Руслана Гумаровича. Куда как чаще ему приходится контролировать работу дымоходов и вентканалов. Большинство многоквартирных домов — с газовыми плитами и колонками, частные домовладения тоже почти все перешли на газ (хотя дровяное отопление еще кое-где встречается). Обслуживает специалист и системы на городских предприятиях. Без проведенного им обследования, к слову, нельзя сдать в эксплуатацию ни один объект, будь то дом или магазин. Для правильной работы дымохода и вентиляции самое важное — тяга, ее отсутствие чревато взрывоопасными последствиями. Статистика говорит, что едва ли не половину взрывов бытового газа можно было избежать, если бы технические каналы вовремя были прочищены. Отравления угарным газом нередко происходят по этой же причине. Сколько пожаров удалось предотвратить вэдэпэошникам и сколько жизней спасти.
— Увы, не все это понимают, — говорит начальник Урюпинского участка ВДПО Виктор Пантелеев. — Работа трубочиста малозаметна, его зовут, когда начинаются какие-то проблемы, хотя по имеющимся нормативам плановое обследование труб и вентиляции должно проводиться раз в квартал, чистка — раз в три года. Очень часто наших специалистов просто не пускают на порог. Чем заканчивается подобная беспечность, мы потом видим на экранах телевизоров в сводках происшествий.
Руслан Гумарович показывает свой рабочий инвентарь. Из современного только видеокамера на длинном проводе, подключенная к экрану — чтобы разглядеть засор в дымоходе. Остальной же инструмент за сотни лет — столько существует профессия трубочиста — совсем не изменился. Килограммовый металлический шар на длинной веревке и ершик из жесткой проволоки. Опустишь эту конструкцию в дымоход и тягаешь туда-сюда, пока засор не выбьешь. Иной раз приходится по нескольку дней на крыше сидеть. Чего только нет в трубах. Иногда приходится пробивать ломом на веревке. Без импровизаций, в общем, в работе трубочиста не обходится.
Увы, профессию Руслана Маргушева престижной не считают. Лазить по крышам, по шею в саже и пыли желающих мало. Приходили многие, пробовали, но не задерживались. На трубочистов или печников нигде не учат, поэтому сменщиков у него пока нет. Он уже давно пенсионер, но, зная важность своего дела, работу не бросает. Авось найдется тот, кто подхватит его дело. Ведь пока есть трубы, будут и трубочисты.
Д. ХОМЮК.
Печники верят: даже настроение мастера во время кладки печи влияет на результат.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS