16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 14:34, °C,

История одного платка

В фондах Урюпинского городского краеведческого музея находится более 20 тысяч интересных экспонатов. В каждом из них отображается не только судьба их бывших владельцев, но и история родного Прихоперья. Вот почему так важно не просто рассматривать старинную вещь в общей экспозиции, но и слушать экскурсовода. Шерстяной платок первой половины ХХ века познакомил нас с непростой судьбой семьи Родионовых.

История эта началась в хуторе Косовском, который в конце XIX века относился к юрту станицы Дурновской Хоперского округа Области войска Донского. Там с незапамятных времен проживала семья казака Алексея Родионова. Жили зажиточно, тихо, складно, и только Гражданская война разделила членов семьи на два враждующих лагеря. Старший сын Яков примкнул к белым и попал под расстрел, а младший Фетис воевал за красных, удачно женился, но вскоре овдовел — молодая супруга скончалась от чахотки, оставив ему двоих крохотных детей.
— Нянчиться с детворой было некому и некогда, поэтому глава семейства решил второй раз сына женить. Поехал в станицу Урюпинскую и подыскал подходящую кандидатуру на роль снохи и мачехи. Ею стала та самая Мария Аникеевна, — рассказывает главный хранитель музея Елена Попова. — По возвращению из станицы сыну сказал: «Поезжай, Фетис, в хутор Головский, забери вдову Маньку с дочерью ее Настёной и вези к нам. Жить с ней будешь, с её отцом я договорился!». Мария Аникеевна очень переживала, не зная понравится ли свекрам, примут ли ее, и сможет ли сама полюбить мужчину, которого в глаза не видела?
— Мой прадед Фетис приехал за ней на санях ближе к полуночи, к тому времени она уже собралась. Привез домой, когда все уже спали, встречать «молодых» никто не вышел. А на заре Мария Аникеевна вместе со свекровью печь топила и хлеба пекла, — рассказала правнучка нашей героини урюпинка Вера Старикова, которая сама уже давно на пенсии. — Моя прабабка статная была, на дела хваткая, поэтому многие хуторские казаки поглядывали в ее сторону, но она никого к себе не подпускала.
За покладистый и стойкий характер невестку Марию полюбили все, особенно дети, которых она растила, не разделяя на своих и чужих. Фетис работал сторожем на птичнике, а она с детьми хлопотала да домашним хозяйством занималась. Перед Великой Отечественной войной Родионовы успели дочерей замуж отдать, сына Дмитрия женили и тут же отправили на фронт. Откуда он не вернулся — погиб под Ростовом.
— Не успели мои родные оплакать погибшего, как скончалась жена Дмитрия, оставив больным старикам двоих малюток. Но отдавать внучат, пусть и не родных по крови, в интернат Мария Аникеевна отказалась, став для них настоящей матерью, — сказала Вера Старикова, листая пожелтевшие от времени фото. — Так вот эти сиротки, повзрослев, с первой зарплаты купили бабушке–маме дорогой платок, ставший в нашем роду символом женской верности, любви и материнства. А чтобы и другие люди помнили доброе имя Марии Аникеевны Родионовой, мы решили передать семейную реликвию в музей.
— Дорогие земляки, если у вас есть подобные семейные реликвии и желание показать их широкому кругу людей, приносите эти вещи в музей. Ведь любая выставка рождается из таких, казалось бы обычных предметов, как этот платок Марии Родионовой, — сказала главный хранитель, опечатывая дверцу выставочной витрины.

Л. ФИЛИППОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS