16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 15:38, °C,

Профилактики много не бывает

Почему дети становятся трудными? Как оступившемуся ребенку не дать пойти по наклонной? Этими и подобными вопросами в правоохранительных органах занимаются подразделения по делам несовершеннолетних. Вот какая практика у местного ПДН.

На сегодня на учете здесь состоит 23 неблагополучных родителя (столько же, сколько и год назад) и 32 подростка — на восемь больше, чем в 2021-м: возраст — от тринадцати и старше. За восемь минувших месяцев на учет поставили 24 малолетки, сняли — 21: одним исполнилось 18 лет, другие примерно себя вели. В суд ушло семь уголовных дел по десяти преступлениям, совершенным не достигшими совершеннолетия, — это, как правило, кражи и угоны. В целом и дел, и эпизодов тоже больше, чем в прошлом году. Сразу пять попыток угона за одну ночь на счету одного «рекордсмена» — бывает и такое.
Ну а правонарушения детвора из года в год совершает одни и те же, за что и попадает на учет в ПДН. Это, к примеру, распитие спиртного, езда на том или ином транспорте без права управления, мелкие хищения (обычно из сетевых магазинов), драки и нанесение побоев, иногда повреждение чужого имущества. Словом, не криминал, но так сказать, уже близкое к нему состояние: если юного человека вовремя не тормознуть, ждать хорошего от него вряд ли придется, причем в самом ближайшем будущем.
Майор полиции Максим Карпов, старший инспектор по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и ПДН МО МВД России «Урюпинский», в этой должности не один год. Он твердо убежден в том, что на конфликт с законом идут в первую очередь те дети, над которыми нет родительского контроля. Их папы-мамы совсем необязательно алкоголики и тунеядцы — зачастую среди малолетних правонарушителей ребята из неполных семей, где их воспитывает одна мать, бабушка или, хотя и редко, отец-одиночка. Реалии сегодняшней жизни таковы, что иной родитель, чтобы прокормить себя и ребенка, вкалывает с утра до ночи и своего отпрыска практически не видит. И тот, целыми днями предоставленный самому себе, прогуливает школу и бесцельно шатается по улицам, что не доводит до добра. Дети из нормальных семей, где есть пригляд со стороны взрослых, так себя не ведут: не пришел домой к назначенному сроку — жди наказания от родителей! Это куда лучше, чем наказание от инспекторов. С поставленными на учет они проводят беседы в отделе, контролируют, дома ли подопечные во внеурочное время. Кроме кнута, есть и пряники — не один год такие подростки бесплатно отдыхают в лагере «Хопер», то есть находятся под присмотром и занимаются чем-то хорошим и полезным.
Даже у тех, кто был снят с учета в ПДН по причине исправления, всё равно могут возникнуть проблемы в последующей жизни. В подразделение постоянно приходят запросы из военных училищ, учебных заведений МВД и МЧС, совершал ли такой-то правонарушения, состоял ли на учете. Если ответ «положительный», то с поступлением в намеченный вуз можно и пролететь — жаль, что понимание этого у некоторых приходит слишком поздно. А чтобы оно наступило пораньше, полиция проводит уйму различных акций, посвященных подросткам.
В этом году, например, состоялось восемь оперативно-профилактических мероприятий. Это «Стоп спайс», «Рецидив», «Лидер», «Твой выбор», «Забота», «Защита», «Дурман», «Безнадзорные дети». Снова и снова сотрудники растолковывали детишкам, чем чревато употребление и распространение наркотиков с точки зрения закона и медицины. Проводили лекции и беседы в школах, колледжах, пришкольных лагерях. Посещали с незваными визитами по вечерам излюбленные места подростковых тусовок, развлекательные заведения и, выражаясь молодежным сленгом, «заброшки» — заброшенные строения и дома. Разговаривали не только с детьми, но и со взрослыми. Выявляя нарушения, составляли протоколы. Глядишь, вся эта работа хоть кому-то да поможет вырасти в ладу с законом, а в детстве, как известно, закладывается база для всей будущей жизни.
Уголовная ответственность в стране наступает с 14-летнего возраста. Случаи, когда подростки оказываются на скамье подсудимых, к редким не отнесешь. Но суды здесь проявляют гуманность: условный срок на первый раз — обычное дело. В Урюпинске за последние восемь лет в воспитательную колонию для малолеток отправилось четверо несовершеннолетних. Последним из них стал юный горожанин, совершивший с десяток краж и угонов и осужденный полтора года назад (иногда участвовали подельники, из которых не посадили ни одного). За решеткой он справил 18-летие и был переведен во взрослую колонию. Другие трое сели тоже за многоэпизодные преступления или за такое тяжкое, как разбойное нападение.
Четверо за восемь лет — для статистики это совсем немного. Но для судьбы каждого из них — целая пропасть. Было бы здорово, если бы кто-то из них, перевоспитавшись, вышел на волю другим человеком — такое бывает. Но часто бывает и так, что после первого срока в колонию отправляются и на второй, и на третий. Значит, некому было когда-то остановить, а ПДН и вся полиция вместе взятая не всесильна — помочь подростку должен был кто-то еще, но никого рядом, похоже, не оказалось…
С. ЗАВОЗИН.

НА СНИМКЕ: очередное выступление сотрудника ПДН перед учащимися.

(Публикуется в рамках проекта «Сохраним семью — сбережем Россию»).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS