16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Чт 02 мая, 11:43, °C,

ПО КАЗАЧЬИМ ТРАДИЦИЯМ

КПП у ворот, ряды армейских палаток, медпункт под красным крестом, ароматный дымок от полевой кухни, свежий степной ветерок — настоящий военный лагерь. Мы побывали на казачьих сборах «Смена-2023», собравших кадетов из Москвы, Подмосковья, Балашова, Урюпинска и других городов и регионов. Сорок ребят под руководством наставников жили в чистом поле в условиях суровой дисциплины и занятий по боевой подготовке.


Первые такие сборы прошли в далеком 1998-м в Южном городке, когда в нем еще были военные. Многие из участников стали кадровыми офицерами, кто-то из них сегодня участвует в специальной военной операции. Ну а традиция проведения такого мероприятия, не имеющего аналогов во всей округе и далеко за ее пределами, возродилась три года назад. Местом стала Южная гора между городом и хутором Петровским — когда-то здесь располагался военный медицинский склад. Его обветшавшее здание готовят к реконструкции, а пока используют как место для отработки навыков боя в городских условиях.
Каждое утро в лагере начиналось с подъема, зарядки, завтрака. А потом шла подготовка — строевая, тактическая, огневая (с использованием пневматического оружия), конная, инженерная, медицинская, горная. Кадеты рыли окопы, фехтовали на рапирах, изучали топографию и основы выживания на природе, учились ориентироваться на местности и в полной боевой выкладке поднимались на веревках по обрывам. Провели показательное занятие в шестой школе. Были и ночные тревоги, и марш-броски, и учебные рукопашные бои. Никто не роптал и не ныл — все приехали по своей воле окунуться в традиции казачьего полевого лагеря. И обходиться без мобильников — их кадетам выдавали ненадолго, чтобы могли связаться с родителями и сообщить, что у них всё нормально.
12-летний воронежец Георгий Демин приехал сюда впервые и сразу же после спортивного лагеря в Туапсе.
— Здесь намного лучше — порядок, дисциплина, свободного времени почти нет. Обязательно поеду еще и друзей позову, — говорит серьезный не по годам мальчуган.
10-летний москвич Миша Долгов — самый юный участник сборов, но он участвует в них третий раз, потому в шутку его прозвали здесь Мишкой Дембелем. Ярославе Кудрявцевой из Московской области пятнадцать, в сборах она участвует во второй раз и говорит, что ей здесь очень нравится — занятия и окрестности, потому тоже хочет приехать через год. Руководитель сборов — Андрей Радимин из Москвы, войсковой старшина, начальник штаба 4-го Донского казачьего полка Союза казаков России и почти что наш земляк — его отец родом из Урюпинска. Андрей знает толк не только в военном деле — он великолепно разбирается в истории, военной и казачьей, и может говорить о ней часами. Так что на сборах уделяли внимание не одним лишь воинским дисциплинам — историю казачьего края кадетам тоже преподносили вместе с изучением уставов Русской императорской армии, во многом скопированных затем советскими и российскими Вооруженными силами. Помимо изучения военной науки, мальчишки и девчонки побывали в местных музеях, Покровском храме, а в годовщину расстрела царской семьи участвовали в молебне у поклонного креста в Урюпинске. Провели открытый урок в шестой школе. Купались в Хопре, Петровском Ильмене, в бассейне, ловили рыбу — часть рациона. Вообще кормили ребят просто и сытно — по заветам казачьей кухни: щи, шулюм из баранины, квас, домашние
разносолы.
Проходим по территории, чтобы познакомиться с лагерным бытом. Вокруг ни соринки. В палатках — койки в два ряда. Здесь после учений и занятий, набегавшись и надышавшись чистым воздухом, без задних ног спала ребятня, чтобы ранним утром снова услышать громкий окрик: «Подъем!» Не все из них выберут профессию военного, но эти занятия даром не пройдут — ребят учили взаимовыручке и чувству локтя, умению не растеряться в сложных обстоятельствах.
— Если на что и жаловались, то лишь на мозоли, ну так это и не считается проблемой. Кадеты были под постоянным контролем, — говорит бывший военный врач Филипп Евдокимов. На сборы приехал из Москвы, пожертвовав отпуском, как и его товарищи-энтузиасты, взявшие на себя роли инструкторов. Все они — офицеры запаса Министерства обороны и силовых структур, и у каждого казачьи корни.
Кадеты разбирают кровати, упаковывают вещи — лагерь сворачивается. Теплые воспоминания и хорошие эмоции наверняка останутся жить в душе у всех — и у строгих, но добрых в душе наставников, и у кадетов в мокрых от дождя полевых фуражках с овальной кокардой, четко, как учили, взявших под козырек, когда мы выезжали с территории.
С. ЗАВОЗИН.

НА СНИМКЕ: один момент из жизни «Смены-2023».

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS