16+
  • $:93.2918
  • €:99.5609
Чт 25 апреля, 00:18, °C,

«Да ты не трусь, железная машина, тебя в обиду экипаж не даст!»

Из четверти века службы тринадцать у Владимира Аврамовича Дуюна пришлись на танковые подразделения. Никем иным, кроме как танкистом, он себя не считает.

Володя родился в станице Ирклиевской Краснодарского края за считанные месяцы до начала Великой Отечественной войны — в марте 1941-го. А когда она грянула, отец перед уходом на фронт припрятал в земле картошку, которой семья — мать с тремя детишками на руках — кормилась во время долгой немецкой оккупации. Володьке было полтора года, когда немцы пришли в станицу и выгнали их всех из дома в сарай. Красная Армия освободила Кубань в 1943-м, а после войны вернулся отец, переживший плен и побег из лагеря к своим. Родное жилье после оккупантов казалось оскверненным, жить в нем не захотели, семья переехала в Крым, потом — в Тихорецк, где Володя закончил школу и осенью 1960-го ушел в армию. Когда предложили идти в танкисты, ни минуты не раздумывал — попал в учебный танковый полк в Грозном. Здесь, в одной из лучших танковых «учебок» Союза, провел десять месяцев, а служили тогда три года.
На Т-54 прошел обучение на наводчика — командира танка, заодно получил удостоверение механика-водителя 3-го класса — можно сказать, стал почти что универсальным танкистом. Как одного из лучших его оставили в грозненской «учебке». В те годы после масштабного сокращения Вооруженных сил в армии остро не хватало младших командиров, и сержант Дуюн, поняв, что военная служба — действительно его призвание, подал рапорт, чтобы отучиться на шестимесячных офицерских курсах в латвийском городке Вентспилсе. И вскоре младшим лейтенантом и командиром танкового взвода прибыл в Урюпинск, в мотострелковую дивизию, переведенную сюда после войны из Бухареста. Неприятным сюрпризом для новоиспеченного взводного стало, что тут вместо современных боевых машин его ждали «тридцатьчетверки» — да, легендарные символы Победы, прошедшие самую Великую Отечественную, но безнадежно устаревшие и пригодные разве что как памятники. Не имея подходящих навыков, Дуюн однажды «завалил» стрельбу из Т-34, а еще раз, сдавая вождение, не уложился в норматив, потому что на полигоне за Петровкой чуть ли не под гусеницы бесстрашно вышел красавец-лось с огромными ветвистыми рогами — не давить же его было! Задержку на марше из-за сохатого ему простили, стрельбу — нет.
В 1966-м вместе с дивизией Дуюн уехал в местечко Сары-Озек Казахской ССР. Вообще, как и других военных, служба изрядно помотала его по округам, городам, странам. К примеру, довелось ее проходить и в Группе советских войск в Германии — в 45-м танковом полку 79-й танковой дивизии 8-й гвардейской армии, бывшей 62-й, в годы войны оборонявшей Сталинград. Навсегда сохранилась в памяти и встреча с бывшим командующим этой армии маршалом Василием Чуйковым. Старенький, но всё еще подтянутый и бодрый, он поднялся на трибуну, громко сказал: «Здравствуйте, сталинградцы!» И не смог удержать слез.
Когда служил в Туркестанском военном округе, заочно закончил исторический факультет Ташкентского пединститута. Продолжал служить на разных должностях — замполитом танкового полка в Кушке, начальником клуба такого же полка в Казахстане и Урюпинске, секретарем партийной комиссии танковой дивизии. За рычаги бронированных громадин он уже не садился, в прицел не заглядывал, но в душе так и оставался танкистом. Потому, когда в 1986-м увольнялся из армии, сослуживцы подарили ему макет Т-34, когда-то подведший его при стрельбе. Эта игрушка цела и поныне.
Уйдя в запас, приехал в Урюпинск — родину супруги и тещи. Вёл историю и НВП в седьмой школе. Много времени уделял и общественной работе. А перед вторым сентябрьским воскресеньем уже какой год подряд Владимир Аврамович встречается с теми, кто, как и он сам, посвятил жизнь танковым войскам, чтобы вспомнить молодость, однополчан, армию. И пусть эти встречи продолжаются как можно дольше! С Днем танкиста!
С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКЕ: 1980 год, Германия, перед форсированием Одера, на броне Т-55 майор Владимир Дуюн (второй слева).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS