Недавно купили с женой квартиру в городе. Через месяц уже не рады были такому приобретению из-за вредного соседа, которому при знакомстве дали свой номер телефона. Теперь он нам звонит в день по два-три раза, а если не берем трубку — стучит в дверь и, не здороваясь, начинает с порога в чем-то нас обвинять. То мы якобы громко разговариваем, то дверью хлопаем, то почтовым ящиком громыхаем, то грязь с улицы тащим в подъезд, то запах духов ему не нравится и т.д. Однажды заявил, что раз у нас есть машина, то она точно куплена не на честные деньги. Такое чувство, что специально ждет, к чему бы придраться и весь негатив на нас выплеснуть. Мы на самом деле тихие, неконфликтные, но в последнее время еле себя сдерживаем, чтобы не поругаться. Хотелось бы узнать мнение психолога, как научиться не обращать на таких людей внимание.
Психолог Анастасия Михалева рассказала, что есть такое понятие, как кверулянт — человек, склонный к постоянным претензиям, жалобам. Он зациклен на ощущении обиды и несправедливости, часто доводит конфликты до юридических либо формальных разбирательств. Уверен в собственной «правоте» при явных противоречиях с фактами. Любую мелочь воспринимает как нападение, склонен к длительному, настойчивому преследованию предполагаемой «вины» через жалобы, обращения в инстанции. Признаки кверулянтства — эмоциональная холодность в ответ на сочувствие или, наоборот, демонстративная обида. В тяжелых случаях нередки параноидальные тенденции.
Причины такого поведения жалобщика и скандалиста — тревожный психологический фон из-за подавленных негативных эмоций, нереализованных планов, беспокойства о будущем, переживания о прошлом. Все это копится внутри и зачастую дает выход именно на ближайшей к вам территории. Чувство «несправедливости» и «уязвленности» такой человек компенсирует постоянной активной «борьбой». Думает, что его жалобы способствуют тому, что на него обращают внимание, так он подтверждает статус «жертвы», пытаясь компенсировать негативные реакции своего
организма.
Как вести себя с кверулянтом? Надо установить и держать границы. Чётко и спокойно обозначьте, что вы готовы обсуждать, а что — нет. Ограничьте каналы и время общения: «Я отвечаю по рабочей почте по понедельникам», отключите уведомления в телефоне, внесите его в «черный список». Не вовлекайтесь в бесконечные цепочки переписки с такими людьми — давайте им одноразовый ясный ответ. Сохраняйте нейтральный тон. Используйте факты, избегайте оценочных слов и эмоциональных реакций.
Не принимайте все на свой счет. Помните, что кверулянт в принципе зациклен на своей потребности в борьбе, а не на вас конкретно. Старайтесь мысленно отстраниться от такого человека, про себя повторяя слова: «Это поведение — источник стресса, я защищаю своё пространство». Ограничивайте ресурсы подкрепления, не давайте излишнего внимания и эмоциональной вовлеченности в диалог, это может только подкреплять его поведение. Если жалобы в ваш адрес беспочвенны, отвечайте кратко, например, так: «Ваше обращение получено. Дальше — в официальные инстанции».
На угрозы можно реагировать так: «Я не намерен общаться с вами в таком духе! Если это и дальше продолжится, то буду вынужден принимать меры через соответствующие органы!» Если есть реальные угрозы со стороны соседа, например, преследование, систематическое вмешательство в вашу частную жизнь — незамедлительно сообщайте в полицию. При выраженных признаках психопатологии (агрессия, бредовые идеи) таким людям необходимо рекомендовать обратиться к психиатру или психологу. Если жалобщик категорически отказывается даже слушать об этом — можно попытаться помочь ему и себе, сделав это через его родственников, если таковые имеются.
Г. ЮРИНА.