16+
  • $:84.6400
  • €:91.4262
Вс 23 марта, 20:53, °C,

По хопёрскому краю с Гюльденштедтом

(Окончание. Начало в №4 (18548) от 16.01.25 г.).

НА КАЗАЧЬЕМ СХОДЕ
Отдельная большая глава в дневнике посвящена административному управлению у казаков, их военным обязанностям, наказаниям за проступки, привилегиям по сравнению с другими жителями страны и т.д. В основном это общеизвестные факты, поэтому остановлюсь на сходе. Сложно сказать, присутствовал ли Гюльденштедт на нем лично или скрупулезно записал все со слов местных жителей, но рассказ получился подробным и колоритным. «Местные начальники назначают день для собрания всего народа. Накануне этого дня, вечером при заходе солнца, по всей станице ходит есаул и на всех перекрестках, снявши шапку, кричит очень громко: «Атаманы, добрые молодцы, вы не расходитесь, не разъезжайтесь, завтра собираться миром на майдан войсковые грамоты слухать!». Так кричали, если приходил приказ из Войсковой канцелярии. Если же требовалось решить какой-то местный важный вопрос, то последняя фраза клича звучала как: «Есть у нас станишное дело!».
В указанный день с восходом солнца все собирались в станичной избе, где уже сидели «старшина, атаман, есаул, сотники и немногие другие, по своему возрасту или богатству заслуживающие уважения». Зачитывался указ или вкратце разъяснялась суть дела, после чего «старшина первый сказывает свое мнение, затем — атаман, есаулы и прочие начальники, потом — каждый казак, пока, наконец, по большинству голосов, постановят решение. Если при этом бывает сильный спор или шум, то есаул кричит: «Добрые молодцы чесной Михайловской станицы, помолчите, дайте атаману слово брехнуть!». После этого наступает всеобщее молчание, и атаман старается различными резонами уладить дело». Добавил автор и такой любопытный момент: «Если кто-нибудь из гордости не придет на этот сбор, то на него налагают штраф, состоящий из одного или нескольких ведер пива, меду или водки, смотря по тому, часто ли он пропускает сборы или насколько богат. Этим штрафом тотчас же увеселяется всё остальное общество».
УРЮПИН И ЕГО ЯРМАРКА
После полудня 10 сентября путешественники покинули Михайловскую и отправились в станицу Урюпинскую, лежащую от нее в 17 верстах. По пути они увидели впадающую в Хопер речушку Косарку, запруженную перед устьем плотиной, где стояли две принадлежащие казаку мельницы: одна из них молола зерно, а другая очищала кожуру с проса (автор подробно описал их техническое устройство). Такая же, только поменьше, попалась им и при впадении в Хопер реки Ольшанки, ее хозяином был урюпинский священник. «Верстах в 8-ми от Михайлова и в 2-х верстах от дороги можно было видеть, лежащую на Хопре, станицу Котовскую. Она расположена на западном, а не на восточном берегу, как ложно показано на карте, которая вообще для этой страны составлена очень неверно», — отмечает между прочим автор.
Наша станица гостя не впечатлила: «Она находится на восточном берегу Хопра и построена очень плохо: деревянные дома все покрыты соломою и не имеют труб. Этих домов здесь 300 и одна деревянная церковь. Станица замечательна своею ярмаркой». Начиналась она обычно 15 сентября и продолжалась до 10 октября, приезжали на нее «купцы из значительных русских городов, особенно из Москвы и Тулы, турки из Крыма, татары, калмыки, армяне и грузины со всякими местными и иностранными, европейскими и азиатскими товарами. Всякий житель прилегающих местностей, а также почти все жители Воронежской губернии запасаются здесь на весь год». Урюпинским казакам отводились места, на которых они строили лавки или палатки и сдавали их в аренду торговцам. Постройки эти простирались обычно на две версты, а то и больше. Примечательно, что на ярмарке каждый имел право беспошлинно продавать мед, вино, водку и пиво, «поэтому водка здесь так дешева, что ведро можно купить от 1 руб. 20 коп. до 1 руб. 50 к., а иногда еще дешевле». А вот остальные товары были, наоборот, дороже обычного. В ходе дальнейшей поездки, на почтовой станции за станицей Провоторовской, Иоганну повстречались казаки из окрестностей Черкасса, которые везли виноград на Урюпинскую ярмарку. «Фунт его по случаю ярмарки продавался по 5 коп., обыкновенно же продают его по 3 коп; а мы, как путешественники, должны были заплатить несколько дороже, как это и бывает всегда», — записал в своем дневнике автор. Кто там вечно жалуется на дороговизну товаров на нашей современной Покровской ярмарке? Как видим, ничего нового, все в рамках традиций.


ОТ ЛЕВЫКИНСКОЙ
ДО ТЕПИКИНСКОЙ
Узнав, что путь столичного гостя лежит в Царицын, урюпинцы посоветовали ему воспользоваться значительно более короткой и удобной (поскольку не захватывает Арчедино-Донские пески), чем Астраханский тракт, дорогой, идущей через станицы Ярыженскую на Бузулуке и Арчадинскую на Медведице. Но, поскольку пролегала она в основном по необитаемой степи, путешественники не решились по ней ехать и 11 сентября покинули станицу по большой дороге. Через пять верст они приехали в низкую долину, где на правом берегу Хопра лежала небольшая станица Левыкинская. «В этой лощине располагался сборный пункт, на котором поджидают друг друга казаки, присланные из Михайлова; потому что у них существует обычай, по которому они никогда все вместе не выезжают из своей станицы, а выезжают отдельно друг от друга, без всякого шума. Вероятно они этим хотят облегчить своим женам прощание их». Находившийся там отряд как раз отправлялся в Киев, и несколько верст путешественники ехали вместе с ними. Это навело Иоганна на философские размышления об удивительных особенностях России: «Мне казалось очень странным это соединение служителей Беллоны со служителями Флоры. Вероятно ни в какой другой земле найти нельзя такого примера. Обыкновенно совершенно забывают заботиться о науках в то время, когда мысли о войне занимают правительство».
Через 20 верст, переехав по высокому, но плохому мосту через маленькую речку Акчерню, группа попала в станицу Тепикинскую, где и заночевала. «Построена очень плохо; всё носит на себе печать запустения; здесь насчитывают 200 домов; церковь хотя деревянная, но довольно приличная» — так написал о ней Иоганн. Из разговора с местным атаманом он узнал, что «в станице приписано 400 способных носить оружие казаков, но уже теперь на войну отправилось 550 человек, из которых было 50 детей от 12-ти до 15-ти лет и 100 стариков-инвалидов» (речь идет о русско-турецкой войне 1768—1774 годов). Поскольку все мужчины ушли, то обработкой полей занимались «русские наемные мужики; каждый работник за лето здесь получает от 8 до 9-ти рублей и хозяйские харчи. Осенью, после посева озимых, все они отправляются домой». Следующую ночь путешественники провели в станице Провоторовской, состоявшей из 200 домов, после чего «оставляя Хопер все более и более к западу, направились к р. Бузулуку».
ВСТРЕЧА С АВРОРОЙ
Хотя это событие произошло вне пределов современного Урюпинского района, не рассказать о нем невозможно, уж очень оно примечательно. 15 сентября Иоганн ночевал недалеко от станицы Алексеевской. Несмотря на усталость, ему не спалось, благодаря чему он стал свидетелем прекрасного: «Через 3 часа после солнечного заката показалась, ровным светом светившее, северное сияние. Около полуночи подул южный ветер и термометр показывал +10. В это время небо на севере было совершенно красное под Большой Медведицей и по обоим сторонам ея, а сверху сияние оканчивалось заостренными расходящимися столбами, которые то оставались неподвижными, то двигались к верху и к низу. Остальное небо было ясное и звездное, только между северным сиянием и горизонтом выступали облака похожие на дождевые. В эту же ночь наблюдалось в значительном количестве падение звезд, особенно по направлению к северу. После полуночи северное сияние прекратилось». Автор не сомневался, что увидел именно это явление природы, «хотя и время года и страна говорили против этого». При этом он, проявив недюжинные познания в физике, порассуждал о возможных причинах его возникновения. Его вывод, что оно «имеет своим источником светящуюся электрическую материю», был, к слову, недалек от истины. Что касается звездопада, то, скорее всего, это был метеорный поток Дракониды, обычно слабый, но иногда выдающий резкие всплески активности.
Алексеевская находится на той же 50-й широте, что и Урюпинск, поэтому шансы увидеть Аврору у нас одинаковые. В прошлом году, богатом на мощные солнечные вспышки и магнитные бури, мы четыре раза попадали в зону видимости, один из которых пропустили из-за плотной облачности. Самым зрелищным было сияние 10-11 мая, когда планета пережила геомагнитный супершторм. Но и тогда сполохи фиксировала лишь чувствительная оптика камер, а вот Гюльденштедт увидел их невооруженным глазом, из чего можно сделать вывод, что в тот день буря достигла высшей категории из возможных. Так что нынешние небесные шоу — явление хоть для наших широт и нетипичное, но вовсе не аномальное. Впрочем, чем глубже погружаешься в историю, тем лучше понимаешь, как неново многое из того, что мы привыкли считать приметами современности. И, сталкиваясь потом с этим в реальности, уже не удивляешься, а лишь иронично восклицаешь: «Никогда такого не было, и вот опять!».
Т. НОВИКОВА.

(Автор выражает благодарность писателю-краеведу Виктору Сивогривову за предоставленный архивный документ).

НА СНИМКАХ: маршрут экспедиции Гюльденштедта; донской казак в обычной одежде и казачка в повседневной летней одежде (автор-рисовальщик
экспедиции Григорий Белый).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS