16+
  • $:107.7409
  • €:114.3149
Пн 02 декабря, 19:22, °C,

Романовские торжества по-урюпински

Главным событием 1913 года в Российской Империи было общественно-государственное празднование 300-летия царствования дома Романовых. Отмечалось оно 21 февраля, но юбилейные мероприятия продолжались более полугода. Станица Урюпинская, конечно же, не осталась в стороне. Какие торжества устроили наши предки, можно узнать из статьи уже знакомого читателям И.Ф. Николаева, опубликованной в №5-6 за 1913 год «Журнала Императорского Русского военно-исторического общества».

Обсуждения, как не ударить в грязь лицом и по достоинству отметить исторический юбилей, начались среди местных властей и жителей задолго до главного дня. Вдохновлялись газетными публикациями «о принятых мерах к предстоящему празднеству в других городах и селениях России». Наконец, «наступили желанные дни». 20 февраля в Вознесенском соборе всем местным духовенством была отслужена панихида по усопшим государям из рода Романовых, «которая привлекла массу молящихся». В трех других станичных храмах заупокойные службы совершили ранним утром. Также прошла генеральная репетиция парада, составленного из команд гарнизона и учащихся.


Утром следующего дня «все здания в станице были украшены национальными флагами» и происходило «необычайное движение обывателей по улицам». В 11 часов округа огласилась праздничным перезвоном колоколов: голоса подали звонницы всех церквей, но сзывали народ они в самую главную — Вознесенскую. На богослужении, которое также совершалось всем станичным духовенством, среди множества народа присутствовали полным составом административные лица во главе с окружным атаманом полковником Грудневым, проживающие в станице льготные офицеры и чиновники. Кому не хватило места внутри, «в громадной массе стояли на площади». «Перед молебном был прочитан манифест о великом событии для всей России. Многолетие Царствующему Дому сопровождалось колокольным звоном, к этому времени нижние воинские чины и все учащиеся, выйдя из церкви, построились фронтом к ней, имея на правом фланге музыкантов. Окружной атаман по выходе из церкви был встречен парадом с оружием «на караул»». Поприветствовав участников, полковник Груднев, «в блестящей и воодушевленной речи выяснив важность народного торжества для всех верноподданых России, провозгласил здравицу за Государя Императора, наследника Цесаревича и всю Царствующую семью. Послышалось громовое «ура» не только из уст парадировавших, но и всех присутствовавших». Хор вольнонаемных трубачей трижды исполнил гимн «Боже, Царя храни», который пела вся публика. Последующие тосты за военного министра, войскового наказного атамана и донских казаков также сопровождало «протяжное, шумное и торжественное «ура»». Участвующие в параде «прошли церемониальным маршем сначала во взводной колонне на полных дистанциях, а затем — в сомкнутой колонне» и выстроились в каре. Завершилась церемония гимном и кантатой дому Романовых в исполнении хора певчих Вознесенской церкви, после чего «учащимся приходских училищ были розданы конфекты».


Вечером празднование продолжилось уже в гораздо менее формальной форме: «Дома на улицах утопали в огне; слышалось пение патриотических казачьих песен по всей станице и в частных домах, а в Коммерческом клубе состоялся при многочисленном стечении платной публики спектакль. Зал был декорирован флагами и гирляндами из зелени. Посетителей было так много, что дышалось с трудом, но под обаянием высокоторжественного настроения это стеснение забывалось». Битком набит был и электробиограф «Мираж» (предок кинотеатра «Мир», на этом же месте и находившийся): там показывали живые картины «Жизнь за царя» и «Слава России», а в антрактах хор Вознесенской церкви исполнял светские праздничные песни, которым народ дружно подпевал. Для станичников-старожилов же устроили «хлеб-соль» при станичном правлении. «Патриотическое празднество окончилось далеко за полночь, оставив на душе участвовавших в нем глубокое впечатление».
В 11 часов 22 февраля вознесенские колокола вновь созвали в собор «воинские чины, учащихся и толпы обывателей». После торжественного богослужения в присутствии администрации сначала в храме, а затем на площади перед ним был зачитан Высочайший манифест о милостях, дарованных по случаю празднования юбилея. Окружной атаман провозгласил здравицу за государя и царскую семью, которая была встречена «общим долгим и громогласным «ура»». «Долго не расходился народ после объявления манифеста, высказывая чувства глубокой и задушевной преданности Царю-Батюшке за Его милосердие к страждущим и милостивое внимание ко всем верноподданным. «Слава Богу, Царю с Царицей и нашему Наследнику, Атаману с Его Бабушкой-Царицей!» говорили станичники».
Вряд ли кто-то из них предполагал, что пройдет всего несколько лет и имена тех, за кого они воодушевленно молились и возглашали здравицы, будут смешаны с грязью, их обладатели жестоко уничтожены, а юбилейные торжества начнут называть «имитацией триумфа», имевшей целью посредством организации массового псевдоликования убедить Николая II в лояльности народа. Но, если обратиться к фактическим данным, можно увидеть, что 1913 год по праву назывался вершиной процветания Российской Империи: на него пришлись лучшие за все три столетия показатели по экономике, демографии и географии. Наша страна занимала 1/6 часть суши и простиралась от Балтийского моря до Тихого океана, в ней проживал почти 171 миллион человек. Она занимала четвертое место по уровням национального дохода и ВВП и первое — по уровню экономического роста (более шести процентов в год), российский рубль был одной из самых крепких валют и на сто процентов обеспечивался золотом, а наше сельхозпроизводство кормило полмира. Конечно, далеко не все было так уж замечательно, и сейчас можно лишь гадать, к чему привели бы Россию сложившиеся на тот момент промышленный рост и развитие экономики, которые были прерваны войной и революцией. Впрочем, зачем? История не терпит сослагательного наклонения. Хорошо, что сохранились вот такие первоисточники, позволяющие увидеть картинки нашего прошлого глазами современников. Было ли всеобщее ликование станичников в те февральские дни хорошо срежессированным спектаклем, выдумкой автора для известного журнала или все-таки искренним выражением чувств верных подданных царя-батюшки? Пусть ответ на этот вопрос каждый найдет для себя сам.
Т. НОВИКОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS