16+
  • $:96.0686
  • €:105.1095
Вт 15 октября, 09:55, °C,

"Простите врагам своим": памяти святого земляка

30 сентября в 17 часов состоится открытие и освящение памятной доски в честь нашего земляка сщмч. Николая Попова на духовно-просветительском центре свт. Алексия Московского (бывший дом офицеров). Принять участие в торжественном мероприятии, которое возглавит митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, могут все желающие.

Николай Харитонович Попов родился 6 мая 1864 года в ст. Урюпинской. Он был старшим сыном в большой и дружной семье донского казака, статского советника Харитона Ивановича Попова, по своим заслугам принадлежавшего к числу личных дворян, и Александры Петровны, дочери священника ст. Мигулинской Верхне-Донского округа. Жили они в собственном доме на Ярмарочной площади (нынешние площади Комсомола и Ленина), а позднее переехали в Новочеркасск. С первых лет жизни мальчик воспитывался в духе нравственности, религиозности, требовательности к себе и трудолюбия. Он часто гостил у дедушки-священника, уклад жизни которого, служба в храме и молитва нашли отклик в детском сердце и наложили отпечаток на формирование мировоззрения.
Он окончил шесть классов Новочеркасской классической гимназии, Харьковское земледельческое училище и Донскую духовную семинарию. Женился на дочери священника Зинаиде Георгиевне Желткевич, которая стала его верной спутницей и помощницей: посещала больных женщин, помогала страждущим. Вместе они растили дочерей Феодору, Елену, Юлию, Марию, Александру и сына Николая. 12 сентября 1893 года он был рукоположен во диакона, а 6 ноября 1894 года — во священника к Успенскому молитвенному дому х. Колодезного ст. Мигулинской. Благодаря его усилиям и при материальной поддержке помещика Николая Батырева в хуторе построили школу, где отца Николая назначили заведующим и законоучителем. При ней устроили общежитие и сельскохозяйственную ферму. Батюшка полюбился простому народу, но не пришелся по нраву администрации станицы, и после шестилетней службы вынужден был подать прошение о перемещении его в другое благочиние.
Перевели его в Иоанно-Богословскую церковь х. Верхне-Гнутова ст. Есауловской, где он прослужил с августа 1901 по март 1919 года. Был председателем приходского попечительства, заведующим и законоучителем Верхне-Гнутовской, Соколовской и Бирюковской церковно-приходских школ, Ёлкинской, Соколовской и Бирюковской школ грамоты, членом Второго Донского окружного отделения училищного совета. Работал неутомимо. За короткое время в хуторе отремонтировали и украсили живописью церковь, появился хор, проводились воскресные чтения, построили новое школьное здание. Наблюдательный, внимательный к нуждам простых людей, он делал все, чтобы им помочь. Постоянно пополнял свои знания, выписывал книги, журналы. Вскоре начал оказывать бесплатную медицинскую помощь (поскольку доктора не было), открыл в хуторе одно из первых в округе кредитных товариществ, где работал также бесплатно. Позднее устроили и потребительскую лавку. В разные годы он был цензором проповедей и благочинным по Цимлянскому благочинию. За усердную службу и труды по школьному делу отца Николая не раз награждали священноначалие и гражданские власти.
Вся жизнь Николая Харитоновича Попова — пример духовного восхождения, благочестия, чистоты и веры. Наивысший подвиг его относится ко времени Гражданской войны. По мере возрастания ее накала усиливалось и преследование священнослужителей, поэтому гнутовцы уговаривали своего батюшку уехать. Однако тот не оставил своих прихожан: во время эпидемии тифа переезжал из хутора в хутор, напутствуя умиравших, и сам тяжело заболел. Но, несмотря на это, в конце марта 1919 года, еще не выздоровев, возобновил богослужения дома. Местный революционный комитет постановил арестовать священника: главной уликой во время обыска оказался фотопортрет его брата Петра Харитоновича, походного атамана донских казаков, выступивших против новой безбожной власти. Но даже в заключении он оставался духовным пастырем, за ним по-прежнему приезжали близкие умиравших от тифа казаков. Сначала ему разрешали объезжать больных под конвоем, но вскоре местному комиссару это показалось обременительным, и он отправил отца Николая на суд ревтрибунала в ст. Морозовскую. Об освобождении батюшки люди просили неоднократно, но ходатайства не помогли. 26 марта 1919 года он из окна показал жене на песчаный карьер, что означало приговор «на пески», то есть высшую меру, которая и была приведена в исполнение той же ночью. Перед этим он смог передать из заключения записку. Зная о своей участи, он завещал детям, «чтобы они простили всё своим врагам, простили и его мученическую смерть». Тело его родственникам не выдали. Лишь после освобождения ст. Морозовской среди сотен людей, замученных большевиками, одна из дочерей узнала его, с разбитой головой и рассеченной шеей.
Подвиг священника всегда оставался в памяти жителей х. Верхне-Гнутова, где он нес свое служение до мученической кончины и где был похоронен. 17 июля 2006 года решением Священного Синода Николай Попов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Благодаря старожилам, которые помнили, как хоронили батюшку, удалось найти его могилу. Так были обретены мощи священномученика, которые долгое время хранились в Свято-Духовском мужском монастыре Волгограда, а 16 мая 2023 года были торжественно перенесены в кафедральный собор Александра Невского.
Иеромонах Серафим (МАСЛОВ), руководитель
отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Урюпинской епархии.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS