В 1910-1914 годах в Санкт-Петербурге издавался интереснейший «Журнал Императорского русского военно-исторического общества», в котором публиковались исследования, мемуары, записки, дневники и другие исторические документы. В первой книге за 1914 год вышла статья И. Ф. Николаева «Военно-исторические и патриотические памятники в станице Урюпинской Донской области». Приведем имеющиеся в ней сведения.
У донских казаков издревле существовал обычай — по возвращении из военного похода в знак благодарности Господу за благополучный исход дела жертвовать часть добытых трофеев своим монастырям, а впоследствии, когда они уже были построены, — станичным церквям. Со временем он несколько видоизменился: возвращаясь со службы из дальних краев на малую родину, казаки приносили в дар своей приходской церкви икону, специально приобретенную на собственные средства. Автор статьи весьма живописно описал, как это происходило в ст. Урюпинской.
Ко времени прибытия земляков около церкви, которой предназначался дар, собирались их семейства во главе со старожилами-станичниками. «При въезде команды казаков в станицу один из них, более лихой наездник, быстро подскакав к толпе, делает из ружья в землю три выстрела, которые являются как бы оповещением прибытия военной команды в родные места; вслед за этим к церкви, в установленном строе, подъезжает верхом на лошадях вся команда. Впереди ея следует бравый казак с иконой в руках, сопровождаемый двумя товарищами, едущими с ним рядом. Стоящие в толпе станичники снимают шапки, все присутствующие осеняют себя крестным знамением; среди порывистых движений слышится тихий плач матерей, детей и радостные возгласы жен, сестер и своячениц служивших; в то же время команда, подъехав к церкви, слезает с коней и, передав последних находящимся в толпе станичникам, идет с иконой в церковь. Здесь, у входа в храм, икону встречает священник, затем служится благодарственное молебствие по случаю благополучного возвращения казаков со службы, после чего икона устанавливается в церкви на подобающем месте, а служивые в сопровождении семейств идут в станичное правление, где им устраивается угощение».
С еще большей торжественностью встречали казаков, вернувшихся с войны. В этих случаях им полагалось дарить своему храму икону с изображением одного из святых, являющихся ангелами-хранителями высочайших особ царствующего дома Романовых. Одна такая икона, с ликом свт. Алексия, митрополита Московского, хранилась в Вознесенском соборе. Это был дар казаков 4-го сводного Донского казачьего полка, служивших с ноября 1905 по ноябрь 1907 года (то есть во время первой революции, когда, как пишет автор, «казаки подавляли движение крамольников Российской Державы»), о чем свидетельствовала надпись на прикрепленной к ней медной пластине. Помещалась она в южном приделе на лицевой стороне правого клироса вблизи престольной иконы прп. Евдокии, а изготовлена была в честь цесаревича Алексея (к слову, последнего атамана всех казачьих войск России). Напомним, что этот придел был воздвигнут в память о мученической кончине императора Александра II, которого называли Царем-освободителем, и ежегодно
1 марта в этом приделе с особой торжественностью совершалась по нем панихида, на которой присутствовала вся станичная администрация.
Автор также сообщает, что в этом приделе находилась еще икона святого благоверного и великого князя Александра Невского, перед которой днем и ночью горела неугасаемая лампада, и икона патриарха Ермогена, принесенная в дар храму в воспоминание о праздновании 300-летия царствования дома Романовых. В северном приделе собора, построенном во имя святителя Николая Чудотворца и в память священного коронования императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, помещалась икона св. равноапостольного и великого князя Владимира. Эти образы принадлежали кисти известного русского художника, иконописца, академика Императорской академии художеств Василия Шокорева.
На стене, отделяющей середину храма от притвора, вблизи ктиторского шкафа со свечами, была установлена доска, окрашенная в черный цвет, с надписью: «За веру, Царя и Отечество живот свой положивших во время войн 1812 и 1866 годов: Матвей Абрамов, Дмитрий Букин, Дмитрий Нехаев, Дм. Поволокин, Федор Щегольков, Алексей Агафонов, Семен Смелов, Степан Платонов. Упокой, Господи». Там же помещалась вделанная в рамку под стеклом копия телеграммы императора Александра III, «воспоследовавшей в благодарность на телеграмму о верноподданических чувствах попечительству храма, в память события 29-го апреля 1891 г.». В тот день в японском городе Оцу было совершено покушение на царевича Николая, он чудом избежал смерти, и потрясенные станичники в благодарность Господу собрали пожертвования и заказали для Вознесенского храма колокол, о чем и сообщили государю. Над этой копией находилась «медная доска, в размере 18-16 верш.», с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Храм сей во имя Вознесения Господня заложен постройкой в 1881 г. 16-го дня августа в Царствование Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Феодоровны и Наследника Цесаревича Николая Александровича по благословению архиепископа Митрофания Донского и Новочеркасского, освящен жертвенник и храм в 1887 году октября 5-го дня». Также на ней были указаны имена строителей храма и жертвователей средств на него.
Завершается статья упоминанием, что «саженях в 150 от Вознесенского храма воздвигнута в память св. коронования Их Императорских Величеств каменная арка с иконами Святителя Николая и св. благоверного князя Александра Невского при ней». Эта арка стала прообразом современной, построенной в сквере у центральной площади.
Т. НОВИКОВА.