16+
  • $:93.2519
  • €:99.3648
Ср 24 апреля, 04:50, °C,

На века

В Урюпинском лесничестве завершилась весенняя посадка желудей. Сколько весит «посевной» желудь и как закладываются дубравы, мы узнали у сотрудников Урюпинского лесничества.

ТО ЛИ ПЛОД, ТО ЛИ ФРУКТ
В Урюпинском и соседнем Новониколаевском районах завершены лесокультурные работы — так официально, согласно плану реализации национального проекта по сохранению лесов, называется посев желудей. В нынешнем году наше лесничество высадило желуди на площади в 85 гектаров, 47 из них — в Урюпинском районе.
По словам специалистов, осенью его тоже сеять можно, и практика осенней экспериментальной посадки в лесничестве имеется. Но эта технология особая, трудоемкая, к тому же посевы за зиму почти полностью выкапывают и съедают кабаны. Просто удивительно, как чисто они умудряются «убирать» канавки с рядками семян.
Хотя семенами желуди назвать нельзя. Это плод, сверху покрытый защитной плюской. К осени у желудя отлетает защитная шапочка, и голый желудь падает на листву. Самые сильные и жизнеспособные «ввинчиваются» в землю, чтобы закрепиться и прорасти под опавшей листвой. Вот так необычно придумано у этого дерева размножение в природе. Закрепится он крошечными корешками, а дальше уж как повезет — может, и выживет в морозную зиму. Выживают не все, и потому для воспроизводства дубовых лесов требуется участие человека.
— Обязательно передайте мою благодарность через газету всем нашим сотрудникам, — попросила директор Урюпинского лесничества Елена Бондаренко. — Это огромный труд, в котором участвовали в полном составе все: и работники первого участка лесничества, и инженеры, и рабочие лесопожарной станции.
Желудь, годный к посеву, весит 5-7 граммов. Несложно подсчитать, что в килограмме их не меньше двухсот, а в нынешнем сезоне работники лесничества высадили 7 тонн посевного желудя. Представляете размер человеческих трудозатрат? Это ведь не сеялка, куда можно ссыпать мешок семян. Тут каждый берут аккуратно руками и закладывают в лесопосадочную машину. Каждый — вручную, чтобы не обломать нежные проростки. Да-да, желуди попадают в землю уже пророщенными — как картошка, которую мы достаем из погребов по весне для посадки.
Чтобы в будущем стать дубом, желудь сначала попадает в ведро сборщика, потом отправляется в хранилище — земляную яму, где лежит и прорастает до весны. А потом начинается самое трудоемкое.
— За зиму мы заготовили 11 тонн снега, — рассказывает Елена Бондаренко. — Трамбуем снег в ямы, храним его, укрыв соломой. Снег необходим для создания оптимальных условий для сохранения пророщенного посевного материала весной. У нас, например, и сейчас еще остался снег, хотя на дворе — середина мая.
В оптимальное для высадки время проростки вынимают из хранилища, складывают в мешки и отправляют в снеговую яму, чтобы не высохли, не погибли. Оттуда частями посевной материал достают и — в посадочную машину. Высадку произвести надо быстро, поэтому люди спешат — тракторист по восемь часов безвылазно находится за рулем машины, так же и те, кто непосредственно занимается работой с посадочным материалом. На снимке — инспектор Добринского участка лесничества Алексей Рыбьев и инспектор Россошинского участкового лесничества Андрей Медведев. А за рулем трактора Михаил Скворцов. Все они давно работают, отличные специалисты.  Непосредственно организуют работу по лесовосстановлению заместитель директора Виктор Живолупов и инженер по лесопользованию Александр Горшков, он молодой специалист.
ЧТО МЫ САЖАЕМ, САЖАЯ ЛЕСА?
Чтобы посадки превратились, выражаясь казенным языком, в покрытую лесом площадь, необходимо 5-7 лет. И это, конечно, будут еще не дубы, а только молодая поросль, саженцы. А уж чтобы зашумели полноценные дубравы, потребуется лет пятьдесят. Вот почему те, кто сажает леса, обычно не видит результатов своего труда. Зачастую их видят и пользуются благами природы их дети и внуки. Так что нынешняя забота лесничих, инспекторов, инженеров леса и прочих специалистов есть вложение в будущие поколения.
— Исторически на территории Урюпинского района преобладали лиственные леса, — говорит Елена Бондаренко, кстати, потомственный работник леса. — Сосновые насаждения в Волгоградской области все рукотворные, созданные для укрепления песчаных почв и для защиты полей. В числе прочих сосновых посадок и те, что были когда-то разбиты на левом берегу Хопра в Урюпинском районе. Но сейчас для снижения пожароопасности решено разбавить хвойные насаждения лиственными, они менее горючи. А там, где есть подходящая почва, сажаем дубы. В этом году под дуб заняли 47 гектаров в Вихлянцевском сельском поселении, а на территории Новониколаевского района воспроизводим лес на месте горельника.
Путь от крепыша-желудя до столетнего дуба не только протяженный по времени, но и трудоемкий. В очередной раз, чиркая спичкой о коробок в лесу, вспомните про это и — затушите. Лес ведь выполняет не только природоохранную и полезащитную функцию. Он — наши зеленые легкие, это кислород, которым мы дышим.

НА СНИМКЕ: выкопка жёлудя после зимнего хранения.

О. ШУШЛЕБИНА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS