16+
  • $:92.1314
  • €:98.7079
Сб 27 апреля, 14:23, °C,

Ленинград. Блокада. Подвиг

80 лет назад эти слова стали синонимами — сегодня отмечается юбилейная годовщина снятия блокады с героического города на Неве. Города, чьи жители пережили невообразимые муки голода, холода, потери близких и родных, но сохранили человечность и мужество.

Черно-белые кадры хроники, которые видели все, и черно-белый формат только подчеркивает неподдельный ужас происходящего. Люди, укутанные кто во что придется, набирают воду из проруби (воды, электричества, отопления нет). Бредущий по улице обессилевший старик, едва удерживающийся на ногах, — а может, и не старик вовсе, это блокада его состарила прежде времени. Чей-то труп, укутанный в покрывало, перевозимый на детских саночках. Исхудавшие, как скелеты, дети на больничных кроватях. Очередь за хлебной пайкой, черной, липкой, не похожей на хлеб, но такой желанной и спасительной. 125 граммов в самые голодные дни. 125 граммулечек — почувствуешь ли их, такие невесомые крохи, в ладони?..
Девятьсот дней ада на земле, на ленинградской земле… И город в этом аду не просто выживал, а сражался, трудился под непрерывными бомбардировками и обстрелами. И, как вся страна, приближал Победу. Снова хроника — жители под уличным репродуктором слушают фронтовые сводки. И еще слушают — симфонию №7 Дмитрия Шостаковича, «Ленинградскую». В городе нет ни одной кошки — все съедены, пойманная птичка — деликатес, и олифа тоже съедена — вместо подсолнечного масла, а они слушают — гениальную музыку гениального композитора! Там, в опустевшем городе, с трупами на улицах, жизнь действительно победила смерть!
Ополченцы, вчерашние рабочие и студенты, вместе с регулярными частями обороняли осажденный город. Городские заводы выпускали продукцию для фронта, и у станков стояли женщины и подростки, от постоянного недоедания терявшие сознание прямо на работе. Блокадный Ленинград — это и девочки, недавние школьницы, из МПВО, прозванные «хозяйками города», ночью дежурившие на своих постах, а днём разбиравшие завалы разрушенных зданий.
И весенние субботники, и огороды с капустой, посаженные напротив Исаакиевского собора. И шоферы, везущие на «полуторках» по ладожскому льду муку, рискуя погибнуть от сброшенной «юнкерсом» бомбы, и всё равно раз за разом отправляющиеся в смертельно опасный путь. И железнодорожники, под вражеским огнём построившие еще одну Дорогу жизни для снабжения города. И сотрудники музеев, спасающие произведения искусства, исторические коллекции и здания для грядущих поколений. И те, кто принимал маленьких осиротевших ленинградцев, эвакуированных на «большую землю», и заменял им погибших родителей. Это и Пискаревское кладбище, где похоронены жертвы блокады и защитники города — сотни тысяч людей, кого-то любивших, ради чего-то живших, ходивших по этим проспектам… Это и огни салюта в темном ленинградском небе, салюта в честь снятия блокады, улыбки и слёзы счастья на лицах.
Это то, что нужно помнить всегда! Рассказывать детям и внукам, показывать в фильмах, описывать в книгах — честно и правдиво даже в деталях. Помнить, помимо героизма, страшную трагедию великого города. Об остальном, как всегда чётко и ёмко, сказала блокадная Мадонна — Ольга Берггольц:
Но даже тем, кто всё
хотел бы сгладить
в зеркальной робкой
памяти людей,
не дам забыть,
как падал ленинградец
на жёлтый снег
пустынных площадей.
К словам великого поэта добавить, кажется, нечего. Ленинград, мы знаем и помним!
С. ЗАВОЗИН.
Фото автора.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS