Прочитал в «Урюпинской правде» статью про нехватку рабочих рук в нашем городе. Так и есть — непросто найти сегодня человека обычной рабочей специальности.
Я уже всерьез задумался о найме гастарбайтеров из других республик. Но и на них особой надежды нет, могут в любой момент уехать — из-за курса рубля или по иной причине. Так, в соседнем районе один мой знакомый предприниматель нанял на производство мебели приезжих, оформил их, как положено, платил хорошие деньги — про 3 тысячи в день. А они взяли и уехали. Спрашиваю: а местные что же? Он говорит, что с ними еще хуже — то напьются и не выйдут на работу, а то придут и денег в долг просят, чтобы похмелиться. А у него большие объемы заказов, план горит, работа срочная, потому и платит он хорошо. Но людей не найти. Так что с работниками везде не так все просто.
Сейчас в школах вводят занятия по профориентации. Все чаще говорят о необходимости вернуть в программу уроки труда, а не просто уроки технологии, чтобы дети могли научиться что-то реально делать своими руками. Очень правильно, я считаю. Хотя приучать детей к труду в школе надо было начинать еще лет двадцать назад, чтобы элементарные навыки они получали если уж не от родителей, то хотя бы на занятиях. А у нас сколько лет детский труд в самой малой его форме был под запретом? Ни в классе полы помыть, ни на школьном дворе клумбы полить без согласия родителей нельзя. Хоро-
шо, если родители работящие, адекватные, а если родитель сам с вахты — и на диван, то может и запретить, и своим примером не научит. От кого тогда ребенку перенять трудовые навыки?
Еще, конечно, у человека внутри какой-то огонек должен гореть, чтобы он не только за одну зарплату работал. Без интереса любой труд в тягость, даже труд хорошо оплачиваемый. Есть люди, кто получает, может, не очень достойную зарплату, но и при такой целиком отдается работе. А тем, кто за 40 тысяч не работает, хоть сто дай, работать хорошо не будет. Это непреложный факт!
И последнее: наставники тоже должны быть заинтересованы в результатах обучения своих ребят. Приведу свой пример. Недавно ехал мимо одного местного учреждения, где дают среднее профессиональное образование. Зашел к мастеру практики. Говорю: «Мне бы хоть на пару-тройку часов ребят ваших на работу привлечь. И им заработок, и мне помощь. А там глядишь — увлекутся, на работу ко мне придут». «А сколько платить будете?» — спрашивает мастер. «Да пока сотню в час. Мы же их не прямо работать берем, мы сначала бесплатно учить будем, учить ремеслу». Мастер безучастно так ответил, что передаст мою информацию классным руководителям.
Ну что, жду. И вот неделя прошла — нет откликов. Еду снова мимо того заведения. Гляжу — ребята стоят у входа, студенты. Подхожу к ним, рассказываю про наше производство, ту же сотню в час предлагаю. Смотрю — интерес есть. Спрашиваю в конце, был ли разговор про мое предложение с классным руководителем. Нет, говорят, никто им так ничего и не передавал…
Жалуемся, что нет рабочих рук. А все ли те, кто приходит учиться рабочим специальностям, находят себе дело после обучения? Или едут в Москву и пополняют там ряды охранников? Хотя их тут очень даже ждут.
А. МАНСКОВ,
предприниматель.