16+
  • $:92.0134
  • €:98.7187
Вс 28 апреля, 07:53, °C,

Чудо на Святых горах. Из истории чудотворной иконы

В четырех километрах от Урюпинска есть удивительное место, называемое Святые горы, потому как там произошло чудесное явление Урюпинской иконы Божией Матери. Это место незаслуженно забыто и местным населением, и жителями Волгоградской области.

Икона явилась 21 июня (по старому стилю — 8 июня) 1827 года двум благочестивым подвижницам — Ирине Лазаревне Гоголевой и Анне Усачевой. Об этом нам известно из распоряжения Донской Духовной консистории Урюпинскому благочинному Никифору Стефанову. Документ рассказывает вот о чем. Казачка Ирина Лазарева и казачья дочь девица Анна Усачева, посвятив жизнь на служение Богу, избрали уединённое место с правой стороны Хопра, неподалеку от самой станицы, в урочище, называемом Каменный Баерак. И в выстроенной там хижине вели несколько лет отшельническую жизнь. Летним днем внезапно обеими в сказанном баераке, на ветви дерева, близ само собой образовавшегося там колодезя, была обнаружена икона, изображающая Богородицу с Предвечным Младенцем на руках, самого изящного письма. Женщины занесли икону в свое жилище и после молитв перед ней получили исцеление от болезней, в том числе и от падучей. Вскоре икона стала весьма почитаемой, и ее перенесли со Святых гор в Покровский храм. Был даже спор, в каком из станичных храмов будет находиться чудотворный образ. А на Святые горы стекалось огромное количество паломников. Совершались крестные ходы, вода из Святого источника считалась целебной. Порой ее не хватало, и люди набирали грязь и мазались ей. На Святых горах возвели часовни и над колодцем, и для молебнов.


Интересно, что на месте явления иконы Ирина Гоголева вместе со своими сподвижницами соорудила пещеры. Она совершила паломничество в Киево-Печерскую лавру, семь лет жила при ней и, по всей видимости, вдохновилась находящимся там пещерами, потому по возвращении решила создать подобные в станице Урюпинской. Известно, что пещеры были выложены диким камнем, сделаны полукругом длиной 20 саженей — это 42 метра. Имелось две двери, вход и выход, с навесом. Так как было много любопытных, вмешалась полиция — вход в пещеры завалили, остался лишь навес, под которым ночевали паломники.
Почитание Урюпинской иконы Божией Матери и Святых гор было настолько велико, что в годы богоборчества советским властям пришлось принимать меры. Как известно, они планомерно занимались работой по искоренению веры, уничтожением храмов и почитаемых верующими мест. В первую очередь велась пропаганда — в местных газетах писали статьи, в которых старались представить верующих либо глупыми, мажущимися грязью из источника и верящими, что она им поможет, либо шарлатанами и обманщиками, создающими иллюзию чудес. А урюпинский автор Владимир Головачев издал даже книгу под названием «Девка-синеглазка», изложив историю явления Чудотворной иконы, мягко сказать, в искаженном и даже комическом виде. Святые горы переименовали в Комсомольские. Но если информационные вбросы пользы приносили мало — паломничества и почитание не уменьшались, то физически уничтожить святое место властям не сразу, но удалось.
В Государственном архиве Волгоградской области хранится проект создания на Святых горах дома отдыха от 1928 года. Таким образом планировалось сделать территорию недоступной для верующих. Действуя через духовенство, пытались забрать урюпинскую икону вообще — в конечном счете ее спрятали прихожане. По их свидетельствам, колодец не единожды засыпали, бросали в него мертвых животных, взрывали. Но всякий раз верующие восстанавливали источник. Почитание святого образа не прекращалось.


Некий Косицын, уполномоченный по делам религий, в своем отчете о борьбе с почитанием Явленной писал, что 21 июня 1948 года на празднике в ее честь присутствовало до 20 тысяч человек. Как раз с этого года власти стали вводить ограничительные меры по празднованию, чтобы уменьшить количество паломников. Были запрещены крестные ходы, празднование по времени сокращено до минимума (обычно оно длилось четыре дня). Возле Святых гор располагались карьеры по добыче камня, в том числе и для строительства Волго-Донского канала, где производились взрывные работы. Рабочим бригадам поставили задачу расширять карьер в сторону источника. В 1951-м под этим предлогом разобрали часовню. В 1959-м уполномоченный Косицын предписал местным властям засыпать источник и срубить дерево, на котором явилась икона. К слову, прихожане рассказывали, что многие боялись его рубить, и один человек согласился за бутылку водки это сделать, а вскоре трагически погиб, когда чинил мотоцикл: случайно разлил бензин, закурил и — вспыхнул и сгорел (по другим рассказам, так погиб тот, кто разобрал часовню на кирпичи).
Исполнители работ по засыпке, бригады трех карьеров, встретились с сопротивлением верующих — люди бросали комья земли в машины, был случай, когда женщина кинула своего грудного ребенка под колеса грузовика. Многие пожилые водители отказывались засыпать святыню. Чтобы верующих не допустить до источника, выставили оцепление из военных местной части. В итоге источник был засыпан, но из-под толщи земли вода все же пробивалась и текла ручьем в сторону Хопра. Люди набирали ее и молились. Со временем власти запретили празднование Явленной — в этот день вышестоящее начальство вызывало духовенство к себе под каким-нибудь предлогом, и таким образом количество паломников сильно сократилось.
В 1986 году священник Георгий Перов, назначенный настоятелем Покровского храма, вернул Урюпинскую икону Божией Матери, восстановил празднования и шествия крестных ходов на Явленную. Здесь частично убрали грунт, очистили колодец, а в 1994-м построили часовню. Как рассказывал Георгий Перов, колодец на месте явления иконы, который, видимо, был вырыт со временем после засыпки, оказался залит фекалиями — ассенизаторам дали распоряжение нечистоты сливать в колодец, туда же лили и отработанное масло. Это продолжалось с конца 70-х годов на постоянной основе. В 80-х на Святых горах организовали дачные товарищества, причем участки нарезали так, чтобы загородить проход к источнику — дачи поставили по краю Святых гор.
Сегодня, к сожалению, они находятся в запустении. Спустя шестьдесят с лишним лет раскопки не проведены. В балку сбрасывают мусор. Из-за огромного количества насыпанного грунта вода в колодце исчезла в 2009-м. И лишь в прошлом году на средства прихожан Покровского собора часть грунта возле часовни убрали — 12 сентября 2023-го вода хлынула в колодец. Тогда же, проводя обследование со специалистом по поиску воды в балке со Святым источником и опросив пожилых прихожан, мы выяснили, что, засыпая балку, ее сузили минимум на три метра с двух сторон, а дно засыпали слоем глубиной от трех до шести метров. И закрыли шесть уникальных водных источников, имевшихся на протяжении всей балки сверху донизу в сторону Хопра. Уникальных потому, что вода в этих источниках поднимается единым столбом с глубины более ста метров. В одном месте, чтобы заглушить источник, его засыпали щебнем и залили битумом. В другом, на расстоянии примерно пяти метров от часовни, возможно, был колодец, и, чтобы люди не брали из него воду, туда сбрасывали химические отходы. Возле часовни на глубине 2,5 метра был найден разбитый кувшин. Пещеры, по всей видимости, находятся под спудом — вполне вероятно, мы их обнаружим. Несмотря на все попытки вытравить народную память об образе, история Урюпинской Явленной иконы продолжается. И кто знает, какие еще открытия и знания, связанные с ней, уготованы нам в будущем.

Андрей КОНЧАГИН,
иерей, ключарь
Покровского собора.

НА СНИМКАХ: Урюпинская икона Божией Матери; Святые горы и Святой источник в разные времена — дореволюционные и советские.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS