16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Чт 02 мая, 13:29, °C,

Два года «за речкой»

«За речкой» — так наши солдаты и офицеры прозвали территорию сопредельного Афганистана за рекой Амударья, где шла самая настоящая, хотя и необъявленная война. Урюпинец Юрий Сероштанов «за речкой» отслужил два года.

С детства Юра дружил со спортом — капитанил в подростковой футбольной команде «Энтузиаст», играл за сборную города. Это сказалось на выборе жизненного пути, а еще с ним помог определиться тогдашний военрук второй средней школы Александр Васильевич Сапрыкин, бывший фронтовик. Военных в семье не было, Юра, мечтая об этом с детства, стал первым, поступив в Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск. Через четыре года, в 1979-м, вышел из стен учебного заведения с лейтенантскими погонами на плечах и убыл к первому месту службы — в азербайджанский город Нахичевань Закавказского военного округа. У подполковника Сероштанова сохранился листок-молния, отпечатанный в дивизионной типографии, там о нем говорится так: «Товарищи по службе, командование части характеризуют молодого офицера с положительной стороны, отмечая его усердие, серьезность и деловитость».
В конце 1979-го Советская армия вошла в Афганистан, и молодой офицер вместе с сослуживцами забрасывали командование рапортами с просьбой отправить их «за речку» — иначе они не могли, просто были так воспитаны. До поры до времени отказывали. В 1984-м полк, где служил Юрий, перебазировался в Термез, к мосту Дружбы через Амударью — по нему через пять лет из Афгана выйдут наши последние подразделения. Кто бы мог тогда подумать, что война затянется на такой срок?
Из характеристики на Юрия Сероштанова его командир сделал вывод: «Достоин служить в Ограниченном контингенте советских войск в ДРА». И поставил размашистую командирскую подпись под синей печатью части. В августе 1985-го Юрий впервые ощутил, насколько раскалена под нещадным горячим солнцем афганская земля в районе города Кундуз, где дислоцировалась 201-я мотострелковая дивизия. Он сменил недавно погибшего замполита, а через полгода погиб его друг, лейтенант и тезка Юрий Тропашко.
Ограниченный контингент переживал нелегкие времена: группировки моджахедов, противостоявших нашей армии, усиленно накачивались современным оружием, поступавшим из Соединенных Штатов и Пакистана — вместо допотопных карамультуков и прочего старья у «духов» появились «стингеры» и другое новейшее вооружение. Наши несли потери. А чтобы их было как можно меньше, инженерно-саперная рота, где служил Юрий Сероштанов, разминировала дороги и дорожные обочины, проводя колонны с топливом и боеприпасами до отдаленных гарнизонов, обеспечивала бойцов проходами в минных полях. Саперы не всегда могли уберечься сами — в роте, пытаясь обезвредить мину, установленную на неизвлекаемость, подорвался солдат. Паренек умер от потери крови: помощь пришла слишком поздно — так бывает на войне…
Полки дивизии охраняли от наскоков моджахедов стратегический объект — трубопровод, по которому шла «горючка». Тем временем Юрия, получившего звание капитана, перевели в другой мотострелковый полк — начальником полкового клуба. Нет, там было не до самодеятельности, а вот помогать налаживать солдатский быт на дальних заставах приходилось постоянно. Из Союза с концертами приезжали очень знаменитые в те годы Александр Розенбаум, Жанна Бичевская, Анне Вески.
Послужив еще и в танковом батальоне, в сентябре 1987-го Юрий Сероштанов вернулся на Родину. До окончательного вывода войск оставалось немногим больше года, и саперы точно так же выходили на разминирования, танкисты — на сопровождение колонн, спецназовцы и десантники — на перехват караванов с оружием, шедших из-за пакистанской границы…
Вскоре после Афганистана Юрий женился. Служил в ракетной бригаде на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Вооруженным силам отдал четверть века. Уволился подполковником и в 2002-м вернулся в родной Урюпинск. В апреле собирается в Москву, на встречу с однополчанами по 122-му мотострелковому полку 201-й дивизии. Ну а офицерскую династию продолжает сын Андрей, выпускник Санкт-Петербургской академии связи — капитан, командир учебной роты связи в Калуге.
Живой, непоседливый и общительный, Юрий Викторович не хотел, чтобы про него написали в газете: «Да что я? Что рассказывать-то? Вы лучше про других напишите — там многие ребята служили!» Напишем и про других, обязательно напишем, ведь каждый, кто побывал там, «за речкой», — герой!
С. ЗАВОЗИН.

НА СНИМКАХ: Юрий Сероштанов в Афганистане в 1986-м; минометная рота мотострелкового полка ведет огонь по позициям противника.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS