16+
  • $:92.1314
  • €:98.7079
Пт 26 апреля, 16:57, °C,

В «двойке» лечат на «пятерку»

Бывает, что на воспоминания о прошлом наталкивает какая-то дата, и вот тут их сразу две. 14 апреля отмечался День медицинской службы уголовно-исполнительной системы России. А в декабре исполнится 60 лет с момента образования туберкулезной больницы № 2, которая сегодня входит в ЛИУ-23 (раньше она занимала историческое здание в нынешнем центре Урюпинска, не сохранившееся до наших дней).

Этим зданием был Хоперский окружной тюремный замок, построенный на окраине станицы Урюпинской в 1859 году за баснословные по тем временам 19 тысяч 400 рублей. Сейчас здесь фонтанная площадь. Тогдашние сидельцы на тесноту не жаловались — двухэтажный замок был рассчитан на восемь десятков арестантов обоих полов, в том числе политических. С приходом советской власти пришлось уплотниться — камеры оказались переполнены. На несколько десятилетий бывший тюремный замок стал местом, где приводили в исполнение приговоры о высшей мере наказания — под тротуарной плиткой, где мы сегодня ходим, располагался расстрельный подвал.
Учреждение называлось тюрьмой № 2 г. Урюпинска на 230 мест, потом ИТК-2 — исправительно-трудовой колонией строгого режима. Вероятно, тогда ее и прозвали просто «двойкой». В туббольницу с тем же номером — или учреждение ЯР-154/2 — колония была реорганизована 28 декабря 1962 года приказом отдела мест заключения управления охраны общественного порядка УВД Волгоградского облисполкома. Больница включала в себя санчасть и два туберкулезных легочных отделения на 120 коек для лечения заключенных с активной, то есть заразной, формой туберкулеза. Начальником учреждения тогда был подполковник Сергей Удалов, первым главным врачом стала Мария Ерохина. Может быть, кто-то из старожилов помнит эти имена.
По воспоминаниям работников «двойки» тех лет, иногда больные поступали в таком тяжелом состоянии, что не могли ходить, их заносили на носилках. Но лекарства, хорошее питание, заботливый уход и квалифицированный медперсонал делали свое дело — заключенные поправлялись и на свободу выходили практически здоровыми, смертельные исходы случались крайне редко. В остальном медперсонал жил, как вся страна в те годы: раз в неделю слушали политинформацию, осенью ездили на картошку в хутор Розовский помогать здешнему колхозу собирать урожай, отдыхали семьями. И выполняли свой медицинский долг, невзирая на ежедневную опасность заражения туберкулезом.
Тем временем вокруг тюремной больницы возводились новые пятиэтажки — прежняя окраина становилась центральной частью Урюпинска. Любая тюрьма выглядит мрачно, высокие стены с «колючкой» и караульными вышками не радовали глаз. И в 80-х годах за городом возникла новостройка для нового учреждения — возводились трехэтажные корпуса, цех трудотерапии, дисциплинарный блок и другие помещения. В 1986-м «двойка» справила новоселье, а старое здание с крепкими стенами и сводчатыми потолками снесли. Сохранились только дореволюционные его фотографии.
Число коек в новой туббольнице расширилось. Появились, в частности, приемное отделение и палата интенсивной терапии, открылись лечебные кабинеты, а число легочных отделений увеличилось до шести, лаборатория освоила дополнительные виды анализов. Словом, всё было как в самой обычной лечебнице, за исключением контингента больных.
Не первый год больницу возглавляет Александр Дронов, врач-фтизиатр, полковник внутренней службы в отставке. Сегодняшняя «двойка» может одновременно принять 165 пациентов. В ней трудятся почти девяносто медиков. В составе больницы, помимо специализированных отделений, — рентгенологический и стоматологический кабинеты, клинико-диагностическая лаборатория, аптека, здравпункт и другие вспомогательные помещения. Как и в далеких 60-х, здесь по-прежнему лечат качественно — по результатам и рейтинговым оценкам туберкулезная больница №2 стабильно входит в число лучших в системе аналогичных учреждений ФСИН России. И причина этого не только в современном оборудовании и стопроцентном обеспечении нужными медикаментами, но и в профессионализме, терпении и ответственном отношении к делу врачей и медсестер. Ведь для медика любой больной — прежде всего пациент, будь он даже опасный преступник. И его, этого пациента, надо обязательно постараться поставить на ноги.


С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКАХ: сотрудники «двойки» в апреле 1984 года и их сегодняшние коллеги почти через сорок лет, в апреле 2022-го.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS