16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Пт 03 мая, 11:20, °C,

На границе двух областей

В Салтынское сельское поселение интересно приезжать. В его шести хуторах для журналиста всегда найдется информационный повод. Да и просто благодать тут: летом арбузы на песках спеют, осенью грибы в Буграх и Фирсах лезут, зимой снега лежат — красота неописуемая. «Да все у нас, как у всех, разве что на границе живем», — говорит Владимир Степин, бывший глава этого поселения. В сентябре прошлого года в поселении прошли выборы, новый человек пришел к власти. Так что и в этом смысле Салтынское сельское поселение находится между прошлыми задумками старого главы и энергичной решимостью нового. Наверняка есть что-то интересное. Едем.


ПРО ДОРОГИ
Новый «сельский» — Людмила Колотилина, раньше была у прежнего главы в замах. Так что проблемы хуторов знает не понаслышке. И первая из них — дороги.
— За три теплых месяца успели отсыпать дорогу в хуторе Фирсовском и на одной улице в Салтынском, обошлось в 400 тысяч, — говорит Людмила Владимировна.
Одна хуторянка звонила нам со словами благодарности за то, что глава прочистила дорогу до Новохоперска. Это для местных очень важно: многие едут на базар, в магазины в соседнюю область. Вот как раз такое соседство для этой территории и благо, и проблема. Как чистить, облагораживать дорогу, если она не то что не хуторская, но даже и не нашего региона? Дорога на Новохоперск соединяет две области, а потому — федеральная, хоть и длиной не больше 8 километров. Бывший глава добивался строительства нового полотна, в котором половина — наша, а половина — воронежская, но два проекта участков должны делать субъекты, то есть регионы. Так что вопрос сложный и пока не решается. Не совсем понятно с принадлежностью части прочих дорог, как и в других, кстати, населенных пунктах. Так что глава как по минному полю порой идет, чтобы не превысить полномочий. А порой ему навешивают и чужие, тоже случается. Хотя у него своих достаточно. Вот нынешней снежной зимой по улицам хуторов гоняет единственный К-701, чистит.
Еще одна проблема местного значения — транспортное сообщение.
—Автобус в Урюпинск стал ходить только раз в неделю, — сетует Людмила Владимировна. — Но автопредприятие тоже понять можно. Частники-нелегалы обнаглели: приезжают за несколько минут до прибытия автобуса, забирают людей с остановок и везут в город. Приходится водителю автобуса ехать порожняком.
Билет на автобус до Урюпинска стоит 90 рублей, частник же в одну сторону везет за 600-800. Если в два конца, то выкладывай 1200. Забирают пассажиров «оптом», набивая машину под завязку. Выходит все же дороже, чем на автобусе, но народ выбирает частника, хоть тот налоги не платит и работает лишь себе на карман.
— Кричат потом: «Автобус должен ходить каждый день!» А как он будет ходить, если нет людей? То же и с электричкой — по 5-6 человек от нас ездят, редко когда больше, — добавляет бывший глава.
СТАНЦИЯ КАЛМЫК
Железнодорожная станция Калмык находится в хуторе Первомайском, но стоит несколько вдалеке. Подъехать к вокзалу этой зимой можно разве что на «уазике», мы на редакционной машине не смогли.
Два с половиной десятка сотрудников, которые трудятся там и на железнодорожном участке пути, — местные, но зарплату получают из Воронежской области и налоги, соответственно, платят туда же. Немало работает и приезжих из соседней области.
Пассажирские поезда здесь не останавливаются, лишь электричка в 6 часов 50 минут пролетает с Таловой на Поворино и в 10 идет обратно. Многие из местных успевают закупиться в поворинском «Магните» и вернуться назад. Парадокс: станция относится к Воронежской области и живет она по московскому времени, а автобус к ней подъезжает по нашему. Представляете, какая веселуха: автобус привез людей из Урюпинска (кто-то ездит работать в соседнюю область), а электричка уже ушла! И договориться никак не могут, потому что, как вы, наверное, уже догадались, станция не наша, а вот автобус — наш.
Нет на станции касс — пассажиров обилечивает кондуктор в электричке, нет возле вокзала и скамеек. Внутри здание — просто пустое помещение с кабинетами для работников.
ГДЕ РАБОТАТЬ?
Крик души прозвучал от жительницы Первомайки после статьи про охранников, которые уезжают в Москву. «А куда деваться, если работы в селе нет? Вот и едут они — кто в Воронеж, кто в Москву».
Все так, да не совсем. Женщинам в хуторах, кроме как в бюджетную сферу, никуда не попасть, потому они чаще занимаются домом, подворьем, вяжут по найму. Везут им из Урюпинска пряжу, а забирают косынками.
С мужчинами картина иная. Кто-то ездит в Воронеж, в Поворино — снимают квартиру, живут неделю, а в выходной возвращаются домой, к семье. Остальные выбирают долгую вахту в Москве.
— Рабочие места есть, — уверен Владимир Степин. — Но или не хотят работать, или там требуются специалисты, а их нет. Вот в хозяйстве «Салтын» можно найти работу комбайнера, тракториста, в среднем платят там по 25-30 тысяч. У нас несколько фермеров, им нужны трактористы. Кто хочет, можно работать и сварщиком, заказ всегда найдется. Да просто руки нужны: хоть снег чистить, хоть еще что по деревенским надобностям сделать. Но на 10 тысяч временно в администрацию еще идут подработать, а на постоянную занятость найти порой трудно. И хозяйство вести не особо хотят. Мало кто сегодня кидается за работой…
Владимир Михайлович свой пример привел. После инфаркта снег сам у дома убирать не берется, нанял кое-кого из местных за тысячу у дома да во дворе почистить. Кинули, говорит, десять лопат да и ушли. Пришлось звать молодежь — 15-летние пацаны погодные явления в рубли сейчас активно монетизируют. Вдвоем пришли и все сделали.
В марте-апреле могут открыть Первомайский хлебоприемный пункт. Филиал компании «Юг России» стоит закрытым уже много лет. Там целы и хранилища, и воздуходувы, почти новые сушилки, весовая. Есть и охрана, но вот найти специалистов, чтобы все это запустить, — проблема.
СЕЛО ЖДЕТ
Вот так и живет Салтынь с Первомайкой и малыми хуторами. Не хуже и не лучше прочих. Население — около двух тысяч человек, молодых и старых, здоровых и больных. Есть два отремонтированных ДК — с фитнес-залами и теплым туалетом. В торговых точках цены, конечно, повыше городских, но пока доедешь-вернешься, то же и выйдет. Хуторяне особо выделяют среди сельской торговли магазин Татьяны Фарафоновой: у нее чуть дешевле, говорят, и ассортимент хороший. Еще две школы имеется — основная и вспомогательная, четыре ФАПа, столько же почтовых отделений. В общем, жить на хуторах можно.
26 млрд. рублей, что будут выделять на село, со слов председателя правительства Дмитрия Медведева, очень бы пригодились для реконструкции дорог, водопровода и эстетического оформления хутора. Радует хуторян и то, что правительство в лице председателя заявило о несправедливости отношения города к деревне и о необходимости хотя бы частичного выравнивания финансовой поддержки городских территорий и села.
Д. ВЛАДЫКИН,
О. ФЕДОРОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS