16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Пт 03 мая, 05:44, °C,

Ножницы летнего рынка

«Закупка растет, реализация падает» — так одной фразой сообщают о положении дел на городских рынках продавцы основных продуктов питания. Речь не идет о сезонных овощах, тут как раз относительно нормальная ситуация с ценами. Но вот мясо, мясная переработка, молочные продукты и прочая подобная снедь дорожают ощутимо. Покупатели это тоже чувствуют. 

В один из будних дней недели мы прошлись по муниципальному мясо-молочному рынку. Здесь обычно наиболее низкие цены на мясо — как говорят продавцы, это политика руководства. У мясных прилавков покупателей не густо.
— Говядина не дорожает, она и так не была дешевой, но вот на свинину за последние десять дней отпускная цена поднималась три раза. Мякоть еще совсем недавно мы отдавали по 200 рублей, а сейчас не самый лучший кусок приходится продавать по 240, — говорят торговцы. — Мы закупаем свинину в Боброве Воронежской области, там и качество хорошее, и цены ниже волгоградских комбинатов. Но и там цены поднимают.
Продавцы говорят, что закупочная цена поднялась не только в Воронеже. В экономике это называется картельным сговором, а наши торговцы винят во всем некую биржу, на которой определяется недельная цена на мясо. Как она покажет, так свинокомплексы, говорят, и реагируют. Еще на рынке размышляют о геополитике и винят в подорожании мяса закрытые границы: мол, без выезда за рубеж российский отпускник рванул в Крым, за ним и подросшим спросом поехало и мясо нашей полосы России. Отсюда и закупка. Но правду о цене знает только производитель, объективно же все это выглядит достаточно странно. Особенно если вспомнить про затоваривание российского рынка свининой и птицей собственного производства, о котором в марте писала «Российская газета».
Так или иначе, но мякоть говядины стоит на этом рынке 400 рублей, свинины — 240-280. Сезонно дешевеет сало — тонкое свежее вообще отдают по 50 рублей. Разгонять цену даже с учетом роста закупки нет резона: покупательская способность падает. Бабушки спрашивают косточки, берут дешевый (по 150 рублей) фарш. Дорогое мясо залеживается, а ведь это скоропортящийся товар, который не хорошеет от долгого лежания на прилавке при нынешней жаре.


Обращаю внимание и на людей явно не местной наружности — их сразу заметно. Да, это приезжие, подтверждают торговцы, давно уже знающие большинство своих покупателей не только в лицо, но и по вкусовым предпочтениям. Если раньше урюпинцы к приезду гостей готовили шашлыки, набивая сумки мясом, то теперь гости часто ходят за продуктами сами. Тоже примета времени. Дела не ахти на рынке и в кошельках уже с апреля, когда ввели ограничения по пандемии. Выходили из положения заказами — пенсионерам развозили мясо на дом по заявке.
Еще: рыночный покупатель стареет, меньше ест и меньше покупает. Такое неожиданное наблюдение сделала продавщица прилавка с колбасами, маслом и прочей едой. Молодежь в основном сейчас выбирает супермаркеты, а, гастрономический ритуал рынка чаще поддерживают бабушки и люди среднего возраста. По потребности этой категории торговцы перестали возить даже самые дешевые из «деликатесов» — языки и говяжьи хвосты, сократили ассортимент и предлагают ходовую куриную обрезь, окорочка и крылья индейки размером с лапоть.
Сезонно дешевеет молочка, хотя в основном это заметно по скидкам в магазинах. А вот на рынке творог все еще 70-100 за баночку (зависит от жирности), молоко — 70 руб. за полтора литра. Домашние яйца можно найти по 50-60, практически как в магазине.
Цена на яблоки второй год шокирует. Чем объяснить, что стоят они как нектарины — 160 рублей? Может, только сезоном — местные не подошли, завозные стали дорогими в принципа с прошлого года. Зато поспела вишня (ведро по 500 рублей), пошли местные абрикосы — пока только на килограммы. Ягода из своих садов и дач в стаканчиках — 70-100 рублей.
Сезонные овощи радуют постепенным снижением цен. Огурцы можно купить по 50 руб., помидоры — 70, капуста — 20, баклажаны и перец — 70, зелень в ассортименте по 15 руб. за пучок местная, а завозная по 200 рублей за кило. К овощному прилавку между двумя павильонами мясо-молочного рынка (центральным и тем, что выходит на улицу Лизы Чайкиной) не пробиться. Разница в цене с конкурентами тут в 5-10 рублей, вот народ и толпится, да и ассортимент самый широкий. А краски, а ароматы! Помидоры тепличные и грунтовые, баклажаны сизые, базилик, кинза, петрушка, укроп… Сразу чувствуется лето!
В целом же продавцы жалуются на снижение спроса и дорогую закупку, но при этом все же надеются, что явление это временное и когда-то закончится.
О. ФЕДОРОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS