16+
  • $:91.6330
  • €:98.8486
Ср 15 мая, 01:20, °C,

Чем занята сельская власть?

С такими вопросами в редакцию обращаются довольно часто: шлют письма, звонят по телефону, приходят лично, бывает, что дубина народного гнева обрушивается на голову несчастного корреспондента, а не прямого адресата.


Очередное такое письмо пришло от неопределенного круга лиц из хутора Ольшанка. Жалоб и восклицательных знаков в нем с лихвой. В редакции есть негласное правило — не работать с анонимками, но вопрос, как говорится, назрел, поэтому, вооружившись письмом, отправляемся непосредственно к главе поселения. Цель визита — выяснить, чем заняты работники местной администрации, — делом или, как сказано в письме, «столы и стулья просиживают, ждут пока развалятся». Как показывает небольшой журналистский опыт, этот вопрос волнует очень многих жителей.
Застать любого сельского главу на месте — дело непростое: то он уехал в Урюпинск с очередной порцией насущных вопросов, то в командировке, часто вообще где-то «на территории». Нам в этот раз повезло — Галина Мезенцева оказалась в своем рабочем кабинете.
— Говорят, гнать вас всех надо, — заявляю прямо с порога. — Не понимают люди, зачем вы держите такой штат и чем вообще занимаетесь. Даже губернатору обещают пожаловаться.
Галина Александровна в ответ вспоминает забавную народную байку или, если хотите, мудрость:
— Подметает невестка дом, заходит свекровь и говорит: «Ты неправильно метешь!» Невестка начинает мести в другую сторону, а свекровь все за свое — неправильно да неправильно. А как надо, она и сама не знает. Так и сельский глава — в вечном положении такой невестки.
Доля истины в таком сравнении и правда есть. Сельская власть, как самая ближняя к народу, чаще всего становится причиной недовольства и предметом нападок. Государевы правители сидят далеко и высоко, а сельский глава — вот он, на соседней улице живет. А раз сидит на своей должности, рассуждают люди, значит, пусть изволит слушать наказы и чаяния своих избирателей, работа у него такая. При этом, что входит в эту самую работу, большинство представляют слабо. С чем только не идут к сельскому главе. Нет воды — к нему! Сосед буянит по пьяной лавочке — опять к нему! Черти шумят на чердаке? Извольте их прогнать, товарищ голова, мы же за вас ставили галочки на выборах! И идут, гоняют.
А между тем полномочия поселенческой власти вполне четко определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нескольких десятках пунктов перечислены вопросы местного значения — все, чем должна заниматься сельская администрация.
— В задачи сельской администрации сейчас входит благоустройство территории поселения, функционирование культурных учреждений, контроль за использованием земель и имущества поселения, обеспечение пожарной безопасности, — рассказывает Галина Мезенцева.
А еще содержание поселенческих дорог, организация водо- и теплоснабжения, освещения хуторских улиц, работа с местным бюджетом, воинский учет, работа с документацией, всевозможные отчеты. В общем, сельский глава сегодня — это и менеджер, и строитель, и архитектор, и слесарь, и пожарный.
В Ольшанском поселении, все более-менее в порядке. По крайней мере с благоустройством. Пару лет назад по обочинам дороги была грязь с лужами, а сейчас плитка, фонари, скамейки — цивильно, в общем. Наверняка, не последнюю роль в этом сыграли близость к Урюпинску и то, что именно по этой дороге обычно ездит высокое начальство, но это, как говорится, уже совсем другая история.
— А вот народ жалуется, что у вас справки ни одной сейчас не получить — ни о рождении, ни о смерти, ни о составе семьи, — вступаюсь за народные массы. — Свадьбами-разводами тоже ведал сельсовет, а сейчас приходится в город ездить. И это ольшанцам еще ехать недалеко.
Глава только разводит руками — таков нынешний порядок вещей, не в Ольшанке его придумали. Те бумажки, которые могут дать, выдают и сейчас. А то, что это только выписки из похозяйственных книг, не сельский глава виноват.
Проблема в том, что работа поселенческого главы не очень-то и видна. Вернее, ее не очень хотят замечать. Когда из крана течет чистая вода, на улицах горит свет, а вечером можно посидеть в сквере на скамеечке, такое воспринимается жителями как должное. То, что за этим стоит работа людей и, в первую очередь, сельского главы, который должен всех согнать и организовать, никого не волнует: он знал, куда шел, и получает за это деньги. Зарплата у главы по сельским меркам и правда довольно неплохая, но и обязанностей хватает. А вот у специалистов она с трудом переваливает за минималку. Из привилегий — возможность похвалиться перед друзьями-товарищами тем, что работаешь в администрации. Учитывая «народную любовь» к такой работе, привилегия довольно сомнительная. Хотя нет — человек на селе трудоустроен, и это уже привилегия.
Хвалить за добросовестную работу у нас почему-то принято редко. Наши люди больше склонны жаловаться.
Не хочется перегибать палку и петь дифирамбы местным властям. Ругать их тоже иногда надо. Но по существу. В том же Ольшанском поселении пока благоустроена только центральная усадьба — плиточка, скамейки, стелы и прочие красивости. Поэтому вполне можно понять жителей соседнего хутора Попова, которые ждут не дождутся, когда благоустройство доберется и до них. Наверняка есть и другие проблемы, которые не заметны на первый взгляд.
— Бюджет поселения, к сожалению, небесконечный, на все наши проекты его не хватает, — отвечает Галина Александровна. — В этом году планируем подать документы на получение гранта, его направим на благоустройство территории в хуторе Попове.
Можно ли считать это обещанием сельского главы своим жителям? Пожалуй, можно. Да и в обязанности его входит. Благоустройство же. А если уж не выполнит, тогда и жаловаться можно. Хоть в газету, хоть губернатору, хоть президенту.

Д. ХОМЮК.
НА СНИМКАХ: в последние несколько лет центральная часть Ольшанки активно благоустраивается; если дадут грант, начнутся работы и в хуторе Попове.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS