16+
  • $:92.1314
  • €:98.7079
Пт 26 апреля, 19:35, °C,

МОРЯКИ ПО ПРАВУ

В этом году отмечается 80-летие утверждения в СССР этого замечательного праздника. Его чтут и военно-морские летчики, и подводники. 

ПОДВОДНИК
ЛИСТОЧКИН
Анатолию Тихоновичу Листочкину без малого 85 лет. Он бодр, без труда справляется с управлением автомобилем, рассказывать о своей продолжительной жизни может долго, в том числе и о своей военной службе.
Срочную он проходил на подводной лодке, входившей в состав Северного флота. Призван был из Урюпинска в далеком 1953 году. Сначала учебка, потом выступление за спортивную команду гребцов флота, лишь через год попал на борт большой подлодки Б-640, только что сошедшей с заводских стапелей Балтийского завода. Лодке предстояли последние ходовые испытания, в ходе которых произошла аварийная ситуация, которую Анатолий Тихонович помнит в мельчайших подробностях:
— Мы вышли в Балтийское море на дизельных двигателях и совершили погружение на глубину тридцать метров, как было определено в предписании. После погружения дизеля были выключены, и включились электродвигатели.
Анатолий Листочкин был командиром отделения 6-го отсека, в котором и располагались эти самые двигатели. Матросы следили за их работой, все шло в штатном режиме.
— Начался последний, самый сложный этап испытаний, — продолжает свой рассказ Анатолий Тихонович. — После команды: «Самый полный вперед!» последовали: «Малый, средний и самый полный назад!». В этот момент боцман не удержал горизонтальные рули, и лодка стремительно стала падать на дно с креном 80-85 градусов на корму. За какие-то мгновения она погрузилась на глубину 180 метров. Повиснув на штурвалах и рычагах реверса главных электромоторов, команда шестого отсека смогла остановить падение лодки.
До гибели 80 человек экипажа и более 20 инженеров завода оставалось всего 20 метров водяной толщи, а потом — дно, воткнувшись винтами в которое подводная лодка сразу же развалилась бы. С центрального поста прозвучала команда: «Полный вперед!», и через несколько минут субмарина показалась над морской гладью.
После «боевого крещения» Листочкин на той же Б-640 бороздил просторы буйного Баренцева моря.
НЕБО И МОРЕ
Сергей Линник с детства мечтал быть военным. Закончив школу в далеком Душанбе, он и еще шестеро друзей отправились в военкомат за направлениями для поступления в военное училище. Попросили куда-нибудь подальше — романтика все-таки. Ну и отправили их подальше, в Красноярский край, в Ачинское военное авиационно-техническое училище.
Учеба пролетела незаметно. Получив лейтенантские погоны, Сергей отправился в отдел кадров за распределением. Оказался в Мурманской области, в поселке Сафоново-1, на одной из баз морской авиации. Так в жизни Сергея Линника воедино сошлись небо и море. Перед началом службы, во время отпуска, успел жениться и повез молодую супругу на Север испытывать все тяготы воинской службы. Шел 1987 год.
— Дали нам в военном поселке старый финский домик, и первым моим приобретением был топор, необходимый для заготовки дров, — рассказывает Сергей Сергеевич. — Выдали матросские кровати, потихоньку начали обживаться.
Лейтенант постепенно поднимался по карьерной лестнице, дойдя до должности главного инженера части. К этому времени у Сергея в подчинении уже находился младший брат Дмитрий, также закончивший Ачинское училище. В 1995 году в составе сводного отряда морской авиации был участником парада на Красной площади в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Вертолеты части в октябре 2000 года и августе 2001-го принимали на борт и возили на Большую землю тела погибших моряков атомного подводного ракетоносного крейсера «Курск», перевозили поднятые со дна грузы. Сергей Линник отвечал за техническое состояние авиационной техники, обеспечивая бесперебойную работу морской авиации.
Были за время службы у Сергея Сергеевича 78 дальних морских походов, нескончаемые командировки и многое другое. После увольнения в запас он приехал жить с семьей в Урюпинск. Сейчас трудится на МЭЗе.
С праздником вас, моряки!

Д. ВЛАДЫКИН.
НА СНИМКАХ: старшина 2-й статьи Анатолий Листочкин (слева); братья Сергей и Дмитрий Линник.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS