16+
  • $:91.8239
  • €:98.9461
Сб 11 мая, 23:57, °C,

Урюпинск и Сталинград: на войне как на войне

Во время Сталинградской битвы боевых действий в Урюпинске и его окрестностях не велось, но он стал, по сути, прифронтовым городом, жившим по законам военного времени. Въезд и выезд разрешались по специальным пропускам, по городским улицам ходили патрули, соблюдалась светомаскировка, создавались истребительные отряды для охраны важных объектов и борьбы с возможными диверсантами.

ЛИНИЯ фронта проходила совсем близко — говорят, что немецких мотоциклистов видели у поселка Искра и хутора Беспаловского: то ли немцы проводили разведку, то ли просто заблудились. Город подвергался одиночным бомбардировкам с воздуха — были погибшие и разрушения. Однажды жители наблюдали воздушный бой советского и немецкого истребителей в небе над современной нефтебазой.
НА ТОТ случай, если бы город пришлось оставить, а такая вероятность, видимо, рассматривалась, в займищах у Хопра закладывались партизанские базы — тайники с оружием и запасом продуктов. Под контролем НКВД и партийных органов формировалось подполье. В один из истребительных отрядов входили сотрудники типографии и «Урюпинской правды» — тогда они были единой организацией. После ночных дежурств и основной работы наши тогдашние коллеги успевали помогать семьям мобилизованных на фронт товарищей — заготавливали для их родственников дрова.

ИЗ ГОРОДА в глубокий тыл за короткие сроки были эвакуированы мясоконсервный комбинат, завод имени Ленина, МЭЗ «Красная звезда». На предприятиях господствовала строжайшая дисциплина — под суд отдавали за пятиминутное опоздание на работу или вовремя не кормленых быков (тогда они были основной тягловой силой). Об этом свидетельствуют сохранившиеся книги приказов. На улице Вокзальной (современной Штеменко) ремонтировали военные «кукурузники» — самолеты По-2, которые таскали сюда с аэродрома грузовиками-«полуторками». На нужды фронта работали все — колхозы и городские кустарные артели.

ВОЙСКА проходили через город постоянно. Обычно движение войсковых колонн осуществлялось по ночам, чтобы не допустить обнаружения с воздуха. Днем технику для маскировки рассредотачивали в Черничкином саду и других местах. Военные останавливались для ночлега в домах горожан. Поздней осенью 1942-го в районе городского пляжа саперы, стоя в ледяной воде и с лодок, вручную забивали дубовые сваи в илистое хоперское дно — строили мост для переправы танков. Мост, прозванный в народе Танковым, долгое время прослужил и после войны.

ЭВАКОГОСПИТАЛИ под номерами 2112 и 2113, развернутые в нынешних зданиях отдела полиции и роддома, принимали раненых со Сталинградского фронта и соседних направлений. Иногда раненых поступало так много, что их приходилось размещать в чердачных помещениях. Наибольшее число умерших от ран и болезней пришлось на июль 1942 года — бои на Среднем Дону, ставшие началом Сталинградской битвы, ноябрь и декабрь того же года — контрнаступление Красной Армии под Сталинградом и разгром окруженной немецкой группировки. Умерших бойцов и командиров — пехотинцев, кавалеристов, техников, шофёров — хоронили на старом городском кладбище, до наших дней сохранились не все могилы.

ГОСПИТАЛИ комплектовались, как правило, местными медицинскими кадрами — в основном, гражданскими. Некоторые врачи и медсестры были награждены медалью «За оборону Сталинграда». Всего за время Великой Отечественной войны в Урюпинске в разные годы размещалось шестнадцать военных медицинских учреждений — главным образом эвакуационных госпиталей, занимавших самые подходящие здания.
ЗИМОЙ 1943-го в Урюпинске начал действовать фронтовой приемо-пересылочный лагерь №123 для немцев и их союзников, взятых в плен в Сталинградском «котле». Первых военнопленных приводили пешком из Сталинграда. Их содержали на территории, ставшей впоследствии Северным военным городком на нынешней улице Попова. Вскоре лагерь был преобразован в стационарный, сюда доставляли пленных с других фронтов. Урюпинцы ненависти к недавним оккупантам не испытывали и по возможности подкармливали, хотя сами в то время нечасто ели вдоволь. Особое любопытство пленные вызывали у детей. В ноябре 1945-го лагерь ликвидировали — часть военнопленных освободили и отправили на Родину, часть — перевели в другие пункты.

ВОЕННОПЛЕННЫХ лечили в спецгоспиталях №5770 и №5771 (в этих зданиях сегодня отдел полиции и лицей), преобразованных из госпиталей для наших раненых солдат. Осенью 1946-го один спецгоспиталь был закрыт, второй, преобразованный в терапевтический на пятьсот коек, — переведен в Сталинград. От захоронений военнопленных на старом кладбище не осталось и следа — обелиски, посвященные памяти умерших в плену немцев, итальянцев, венгров и румын, поставлены на кладбищенской окраине совсем в другом месте.
Подготовил С. ЗАВОЗИН.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS