16+
  • $:92.5058
  • €:98.9118
Пт 26 апреля, 10:59, °C,

Станица и станичники

Этот поворот с трассы на Нехаево так и зовут — Добринский. Еще несколько километров по асфальту, петляющему среди степных снежных барханов, крутой спуск, и вот она, как на ладони, станица.


ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ
По сведениям урюпинского краеведа Сергея Концова, с 1672 года Добринский городок в документах упоминается достаточно часто. Поначалу он располагался на левой стороне Хопра, примыкая к речке Доброй, от которой и получил свое имя (по-старославянски «добр» — овраг, расщелина). На 1698 год в городке имелось 130 куреней. Где-то в 1722-м станица переселилась на правую сторону Хопра, раскинувшись в версте от него. В 1794-м в станице полыхнуло восстание — добринцы воспротивились царскому указу о переселении части казаков на Кубань, закончилось тем, что 113 станичников выпороли плетьми. У жителей каждой станицы имелось прозвище, прозвищем добринцев было «кабарга».
Добринские казаки участвовали во всех походах и войнах, которые вела императорская Россия. Не прошла мимо и Гражданская война. Именно отсюда, переправившись через Хопер в районе Добринской, в 1919 году начал свой знаменитый рейд по тылам красных 4-й Донской корпус генерала Мамантова. Сохранилась могила местного большевика Арсёнова, зарубленного белыми казаками.
С 1935-го по 1963-й станица была центром одноименного Добринского района, несколько лет входившего в Балашовскую область. Считается, что именно после возвращения в Сталинградскую (Волгоградскую) область станица официально стала почему-то Добринкой, хотя исторически это, конечно, неверно: Добринкой впору звать какое-нибудь село, а казачья станица отродясь была Добринской и никак иначе.
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
…С главой Добринского сельского поселения Алексеем Бондаренко идем по центру станицы. Тротуары, проложенные вдоль центральной улицы за последние несколько лет, сегодня скрыты под снегом. В планах — благоустройство прилегающих переулков, и для этого администрация будет участвовать в областном конкурсе на получение гранта. Здороваются все встречные — эта привычка, не действующая в городе, здесь никуда не девается. Моросит ледяной дождик, мы возвращаемся с базы здешнего учреждения ЖКХ. Снегопады вроде бы прекратились, дороги почищены, и коммунальщики наводят порядок у себя во дворе, где стоят грузовики. Съемная лопата от трактора лежит тут же наготове — вдруг снег снова повалит. Лопату сделали сами — тут вообще много привыкли делать своими руками.
Например, малые архитектурные формы. Это небольшая металлическая копия парижской Эйфелевой башни и замок из камня с башенкой, изготовленные здешними умельцами Евгением Токаревым и Виктором Шоркиным. Рядом с макетами — памятник землякам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Его реконструировали в прошлом году и теперь строят планы о том, чтобы дополнить монумент скульптурой солдата.
Когда-то в добринский универмаг за покупками ездили даже из города. Универмаг давно закрыт. Вместо него — пять магазинов. По-прежнему работают Дом культуры, школа искусств, лицей, детский сад с яслями, больница со станцией скорой помощи. Отдельная гордость и радость — каток, единственный среди всех поселений района. Уже давно обустроили четыре детские площадки. Расширилась секция по самбо, занятия проводятся в школьном спортзале, а двенадцатилетняя Иулитта Качан становилась призером соревнований на уровне Южного федерального округа.
Рабочие места создают не только бюджетные организации, но и участок Северных межрайонных сетей и сельхозпредприятие «Георгиевское», отличающееся высокими зарплатами по сравнению с другими аналогичными предприятиями. Из-за близости к Урюпинску многие ездят на работу туда — маршрутки ходят в город каждые полтора часа.
«ВЫ СЛУЖИТЕ —
МЫ ВАС ПОДОЖДЕМ»


Надежду Викторовну Забурдяеву мы застали в тот момент, когда она обсуждала по телефону оформление стенда, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана. На рабочем столе — приглашения на торжественное мероприятие бывшим воинам-интернационалистам, их в Добринке трое. Сюда же пригласили и двенадцать станичников, участвовавших в боевых действиях на Северном Кавказе. Почти 33 года Надежда Викторовна работает военно-учетным работником Добринского сельсовета, а потом сельского поселения.
Скольких добринцев проводила на службу, Надежда Викторовна сказать затрудняется — наверняка это не одна сотня человек. Сегодня из армии вернулись сыновья тех, кто ушел служить в самом первом ее призыве и уже снялся с учета по возрасту. Список погибших земляков для мемориальных плит памятника составляла именно Забурдяева, дотошно копаясь в Книге Памяти Урюпинского района и ОБД «Мемориал» в Интернете. Многие сведения приходилось перепроверять. В результате сегодня на плитах — 433 фамилии не вернувшихся с фронта, 321 — возвратившихся, умерших после войны. Каждый год на плиты добавляются новые имена, обычно — по просьбам родственников, которые хотят увековечить своего фронтовика.
Надежда Викторовна показывает черно-белые снимки. 9 Мая 1986 года, Добринка, по станице на митинг идут ветераны, сияя медалями на пиджаках. Их, участников войны, в Добринке тогда было 142 человека, сегодня — ни одного, последний умер в феврале.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЭПОХ
Сохранившееся здание станичного правления повыше и как-то посолиднее современного здания сельской администрации. И то сказать, Добринский юрт своими размерами превосходил территорию нынешнего поселения, и народу в хуторах юрта проживало всяко побольше нынешнего. Может, и помощников станичному атаману полагалось больше теперешнего. В 50-х годах в бывшем правлении был клуб с танцами и кино, потом много лет квартировала библиотека, переехавшая затем в Дом культуры.
Высокие потолки и фундамент — старые, добротные дубовые полы, местами, похоже, сохранились и оконные рамы — заходи и ощути навсегда ушедшую эпоху. Ее следы — и в задней комнате бывшего правления, где несколько лет назад стараниями работников ДК и библиотекарей организовали небольшой музей. Экспонаты приносили сами жители: посуда, инструменты, хозяйственная утварь. Всё подлинное. Какими-то из этих ухватов и глиняных горшков пользовались внуки тех казаков, кто больше двухсот лет назад ложился под плети, не желая выполнять царёв указ о переселении из родных краев.
В углу — воссозданная казачья горница: колыбелька, кровать, комод. Рядом — свидетельства другой эпохи: гильзы, снаряжение, обнаруженные на местах боев Великой Отечественной и подаренные поисковиками. А вот маковка — маленький поржавевший церковный купол. Это единственное, кроме фотографий, что осталось от станичного храма Архангела Михаила. Первоначально был он деревянным, после возвели каменный. При советской власти его разрушили. С 2009 года вместо храма в станице действует православный одноименный приход, разместившийся тоже в правлении.
БАБА МАША
…За всё время нашего разговора она ни разу не присела, хотя ей идет 81-й год. Мария Ивановна Редина, или просто баба Маша, — староста прихода, ведет все его хозяйственные дела.
Родом она из хутора Нижнецепляевского. В их семье было семеро детей, оставшихся без отца, погибшего под Харьковом в 1942-м. Жили впроголодь. Вере в Бога научила мать, а верить тогда было непросто: в школе запрещали ходить в церковь, и Машу, нарушавшую запрет, исключили из комсомола. Работала — трактористкой на целине, бухгалтером — в колхозе «Заветы Ильича».
Мария Ивановна показывает свое хозяйство, обустроенное силами самих прихожан. Иконы принесли станичники, а иконостас передал урюпинский Покровский храм. Всё делается исключительно на пожертвования. Например, приобрели купель для крещения. Прошлогодней осенью разом окрестили восьмерых детишек разных возрастов. Бывает, что окрестить просят и взрослые — возраст в этом деле не помеха. И на церковные службы люди тоже идут, особенно много народа собирается на праздники.


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Близость станицы к городу не отменяет традиционный сельский труд — личных подсобных хозяйств в Добринке становится всё больше. Так, поголовье крупного рогатого скота на начало этого года на станичных подворьях достигло почти 330 единиц — по сравнению с прошлым годом подросло на сотню голов. Как говорит глава поселения Алексей Бондаренко, в числе планов сельской администрации — открыть павильон или мини-рынок для торговли продукцией ЛПХ. Хозяйством обзаводится и молодежь, ведь на заработки в Москву не наездишься, да и там сегодня, говорят, совсем не мёд — дома всё-таки лучше.
Станичное население — 1850 жителей. Хотя от естественной убыли никуда не денешься, цифра эта примерно на одном уровне держится не первый год, в том числе и потому, что в станицу переезжают на постоянное житье из ближних и дальних хуторов.
Не за горами весна. С потеплением в Добринке начнутся работы по ремонту дорог и дальнейшему благоустройству. Придет пора и огородов, рассада для них уже зеленеет на подоконниках… Одни насущные заботы сменяются другими, и жизнь в станице на месте не стоит.
С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКАХ: Надежда Забурдяева проводила на армейскую службу несколько поколений добринцев; здание бывшего станичного правления выглядит по-прежнему солидно; баба Маша, староста прихода Архангела Михаила.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS