16+
  • $:92.1314
  • €:98.7079
Сб 27 апреля, 02:36, °C,

«От объединения поселений жители только выиграют»

Процесс укрупнения сельских территорий — явление в общем-то не новое, подобное наблюдается по всей стране. Инициатива, как правило, исходит от районного руководства, а одной из причин называется оптимизация расходов и улучшение инфраструктуры территорий.


В апреле прошлого года принят областной закон, касающийся объединения нескольких сельских поселений Урюпинского района: вместо прежних 25 осталось только 20 муниципальных образований. Перестали существовать Бесплемяновское, Вихлянцевское, Верхнесоинское, Лощиновское и Забурдяевское поселения — они стали частью более крупных соседей. В сентябре во вновь образованных поселениях прошли выборы местной власти, а сам процесс объединения завершился только к концу года. Об этом мы поговорили с главой Урюпинского муниципального района Александром ФЕРОНОВЫМ.
— Александр Иванович, что стало причинами таких территориальных преобразований?
— Первопричиной стала несостоятельность местных бюджетов упраздненных сельских поселений и, как следствие, невозможность исполнения их главами полномочий, возложенных на них законодательством. Связано это с тем, что дотации на сбалансированность и выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предоставляются из бюджета Волгоградской области по подушевому нормативу, то есть по количеству жителей. А их в поселениях мало — например, в бывшем Вихлянцевском поселении было зарегистрировано около 200 человек, а в Забурдяевском — около четырехсот. У небольших сельских поселений слабая налоговая база, крупных предприятий или сельхозпроизводителей, как правило, нет. В итоге большая часть поселенческого бюджета уходила на содержание аппарата администрации. А в некоторых поселениях денег не хватало даже на эти цели.
— Учитывалось ли мнение жителей при принятии решения об объединении?
— Решение принималось депутатами представительных органов в каждом поселении. Но перед этим проходили встречи районной власти с местным населением — я лично был в каждом хуторе. Объясняли людям, убеждали, что они ничего не потеряют, а только выиграют. Люди боялись, что про них забудут, что все внимание будет уделяться только центру поселения. Опасались, что в новой сельской Думе не будет представителей их поселений. Частым был вопрос: «Где мы будем брать справки?» Начали разбираться, и оказалось, что администрация почти ничего и не выдает, этим сейчас занимаются многофункциональные центры и другие компетентные органы. В итоге решение было принято. А для отстаивания интересов у хуторян есть свои депутаты, которых они выбрали.
— Оказывалась ли помощь при трудоустройстве высвободившимся сотрудникам администрации?
— Сокращение было. Часть бывших сотрудников получила работу в администрации новых поселений, территориально при этом оставаясь в месте своего жительства. Некоторые отправились на заслуженный отдых по причине достижения пенсионного возраста.
— Не привела ли оптимизация к сокращению бюджетов поселений?
— Этот вопрос больше всего волновал глав и местных жителей. Высказывались опасения, что после объединения бюджет новых территориальных образований будет меньше, чем суммарный бюджет объединяемых поселений. Могу сказать, что ничего такого не случилось. Тут опять-таки действует подушевой норматив финансирования. Плюсом добавились средства, сэкономленные на содержании управленческого аппарата бывшего сельского поселения. Эти деньги могут пойти на развитие муниципального образования.
— Как населению упраздненных поселений теперь взаимодействовать с представителем власти? Администрация оказалась не в шаговой доступности.
— Этот вопрос отнесен к уровню главы поселения и местного депутатского корпуса: они сами решают, нужны ли им представители в хуторах для решения текущих вопросов, например дляприема обращений от жителей, консультаций. Как правило, в бывших поселениях остаются 1-2 специалиста. Полномочий у них в силу закона немного, но они могут обратить внимание главы поселения на какую-либо проблему, «выбить» ресурсы для своего хутора. Например, в хуторе Долгом, входящем в Окладненское поселение (от редакции: в этом поселении не происходило территориальных преобразований), такого представителя не было, хотя населения там больше, чем в административном центре. Время показывает, что эта проблема оказалась не такой острой, как думалось.
— В некоторых муниципальных образованиях среди новоизбранных депутатов не оказалось никого из присоединенных поселений. Как в таком случае людям решать свои проблемы, через кого отстаивать интересы?
— Эта ситуация не нова, и раньше не каждый хутор имел своего депутата (в некоторых проживает от силы десяток-полтора человек). В таких случаях людям следует обращаться к представителю администрации, а если его нет, то напрямую к сельскому главе.
— Не получится ли так, что после объединения благоустройству хуторов будет уделяться минимум внимания?
— Административный центр — это лицо сельского поселения. Но это не значит, что благоустройство ограничится его пределами. В этом году решением губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова все присоединенные поселения получат по 3 миллиона рублей на благоустройство.
— Наверное, многое зависит от энтузиазма и компетенции глав?
— В том числе. Новоизбранные главы должны понимать, что теперь за ними стоит еще больше людей. И районная власть нацеливает на то, чтобы они чаще бывали во вновь присоединенных поселениях, общались с жителями, решали их проблемы. Точно так же должно быть, если у хутора нет депутатов в представительном органе поселения.
— Не ждет ли нас в перспективе еще большее укрупнение?
— Сложно сказать, как будет развиваться экономика, как будет меняться законодательство. Очень много факторов могут влиять на этот процесс, поэтому однозначно сказать «да» или «нет» пока не представляется возможным.
Беседовал Д. ХОМЮК.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS