16+
  • $:92.1314
  • €:98.7079
Сб 27 апреля, 06:46, °C,

Из Румынии походом

Урюпинец Сергей Малахов, работающий в Москве, раздобыл в Российском государственном военно-историческом архиве пофамильный и, видимо, последний список 18-го Донского казачьего полка и другие полковые документы. Эта воинская часть Русской императорской армии формировалась из казаков Урюпинской, Михайловской, Котовской, Петровской, Добринской и других станиц Хоперского округа Области войска Донского. Здесь, во второй сотне, воевал и прадед Сергея — Никифор Малахов из хутора Осиповского.

В 18-м полку служили казаки второй очереди — срочную службу первой очереди они уже прошли и мобилизовывались из запаса в случае войны, на этот раз — Первой мировой, которую тогда называли Великой или Отечественной (была еще и третья очередь). Получается, что полк был сформирован в 1914 году. Возраст служивых казаков — разный, есть и 24 лет от роду, и тридцати, и постарше. У каждого указан чин и год рождения.
Часть документа написана от руки, часть — напечатана на машинке с дореволюционными «i» и «ъ». «Алфавитный список казакам, состоящим налицо» — именно так он называется — датирован 16 октября 1917 года по старому стилю, когда до Октябрьской революции оставалось девять дней. В полку — больше шестисот человек вместе с офицерами. Пулеметная команда, команда связи, казаки нестроевого разряда — так именовалась хозобслуга: сапожники, шорники и прочие (слово «нестроевой» отнюдь не обозначает, что они не относились к строевой службе). Командир — 53-летний полковник Петр Артинский. Другие фамилии и офицеров, и нижних чинов — местные, бытующие в наших краях по сей день. Отчества даны в соответствии с тогдашней традицией написания — например, Котовчихин Илья Никитов, а не Никитович, как сказали бы сейчас. Смотрим список казаков первой сотни: Алферов, Бокачев, Бурцев, Варков, Горин, Ерков, Денисов, Карпов, сразу по двое Житеневых, Котовчихиных, Карповых, Мельниковых…Кстати, одним из важных преимуществ казачьих частей было то, что в них бок о бок служили родственники, хотя бы и дальние, соседи и в любом случае земляки. Потому части отличала сплоченность, взаимовыручка и, как следствие, высокая боеспособность.
Список был составлен для участия казаков 18-го полка в выборах членов Учредительного собрания, назначенных на 17 ноября 1917 года. И об этом участии свидетельствует еще один любопытный архивный документ — протокол участковой избирательной комиссии полка. Председателем комиссии был назначен полковой ветеринарный врач Иконников, секретарем и членами — пять человек: два урядника, приказный, нестроевой, казак. Голосовали больше недели. Процедура голосования была, пожалуй, скрупулезнее сегодняшнего порядка. «На столе, за которым помещалась избирательная комиссия, находился закрытый ящик для избирательных записок». Каждый день он сдавалася на хранение часовому при денежном ящике, то есть сейфе. «Каждый из приходящих избирателей предъявлял свое именное удостоверение, был отмечаем в списках, получал конверт, отходил в отгороженное помещение и, по возвращении, передавал запечатанный конверт председателю комиссии, который опускал оный на глазах избирателя».
Проголосовали со знанием дела — из 623 записок-бюллетеней комиссия признала недействительной только одну. Далее в протоколе подробно описывается процедура подсчета голосов, но самих результатов голосования, к сожалению, нет, а политические симпатии наших земляков узнать тоже было бы интересно…
Остается добавить, что на момент этих событий 18-й полк находился в действующей армии и, входя в состав 3-й Донской казачьей дивизии, располагался в Румынии, в городе Яссы. В конце 1917 или в начале 1918 года полк вернулся в окружную станицу Урюпинскую. Тогда же домой вернулись и другие казачьи формирования. Казаки, в отличие от остальных армейских частей, фронт держали до последнего и на родину возвращались не дезертирами-одиночками, а организованным порядком, хотя и не все казачьи офицеры убереглись от расправ со стороны революционно настроенных матросов и солдат на железнодорожных станциях.
В Урюпинской казаки были распущены по домам, а 18-й Донской казачий полк, очевидно, расформирован. Совсем немного оставалось до жестокой и кровавой Гражданской войны, которая превратит вчерашних однополчан в непримиримых противников, поделив на красных и белых.
НА СНИМКЕ:
Степан Майнин из ст. Петровской, служивший в этом полку, — на погоне видно шифровку «18». В 1938 году арестован, сгинул в сталинских лагерях (фото и сведения  из личного архива урюпинца Владимира Крехова).  

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS