16+
  • $:92.0134
  • €:98.7187
Вс 28 апреля, 13:15, °C,

Хочешь вести людей за собой — иди за ними

В августе свой юбилей отмечает заместитель главы городского округа по социальным вопросам, руководитель городского отдела образования Светлана ЗУБЦОВА. В канун дня знаний мы поговорили со Светланой Владимировной о нынешнем состоянии системы общего образования и немного спросили ее о личном.


ВМЕСТЕ НАМ МНОГОЕ УДАЕТСЯ
— Светлана Владимировна, последние полтора десятка лет вы курируете социальную сферу, отрасль, в которую так или иначе вовлечено почти все население города. А урюпинцы о вас почти ничего не знают. Расскажите о себе.
— На вопрос о личном я отвечаю обычно: «Должна быть в женщине какая-то загадка». Не обязательно знать про меня все, достаточно сказать, что я стараюсь добросовестно выполнять свои должностные обязанности. Работа интересная, большей частью дает положительные эмоции, ведь «социалка» — это работа с людьми, к тому же вмещает в себя многие сферы жизни. В 2010 году, когда я получала диплом победителя в конкурсе «Лучший менеджер года Волгоградской области», на вопрос, в чем я вижу секрет результативности работы, я сказала, что каких-то успехов можно добиться, если в решение поставленных задач вовлечены и образование, и культура, и спорт, и «молодежка», объединенными усилиями которых любое городское дело становится ярким, запоминающимся. Но, конечно, основная опора — это сфера образования.
— Как оцениваете состояние образования сегодня?
— Всегда тяжело, когда на федеральном уровне часто меняются руководители — в силу ли смены вектора развития или по иным причинам. Образование стоически выдерживает все нововведения, помогает в этом его некоторая консервативность. Мы просто не можем резко встать и пойти в ту сторону, куда указали, перестроить мгновенно весь живой организм учреждений, технологии, организацию образовательного процесса. А в провинции, где каждого ребенка и родителя знаешь, где любой педагог на счету и его порой некем заменить, преобразования надо делать бережно. Мы работаем с людьми, стаж работы которых подчас под сорок лет. За это время в нашей сфере происходило столько разных изменений! Это корифеи – золотой фонд нашего образования! Главным показателем их работы является даже не то, как он преподает предмет, что тоже немаловажно, а то, как умеет найти подход к ребенку, его родителям, чтобы вовлечь в образовательный процесс, научить ребенка учиться и, в конечном итоге, жить в социуме. Если у нас 80 процентов выпускников, в том числе и благодаря системе ЕГЭ, стабильно поступают на бюджетные места, то это ли не показатель результативности работы учителей города?
ПРО ЕГЭ И УЧЕБНИКИ
— Как вы относитесь к ЕГЭ?
— Что бы ни говорили, но ЕГЭ делает поступление в вузы для наших детей доступнее. Что касается несовершенства тестовой системы оценки знаний, то, если человек хочет учиться, он будет делать это в любой форме. И очно, и дистанционно — возможностей много. Да, это тяжело, но молодому поколению необходимо получать новые знания, повышать квалификацию. Эти процессы постоянно запускаются и на государственном уровне, и это правильно, ведь мир меняется. За ним не успеть, если нагрузить ребенка объемом знаний, который он будет «таскать» за собой, как багаж. Учись учиться — этот лозунг из прошлого сегодня актуален как никогда.
— Не усложняет ли обучение огромное количество учебников?
— Детям и учителям дана возможность выбора. Раньше и школы, и учебники были одинаковыми. Сегодня профилизация школ, появление классов с углубленным изучением предметов требуют вариативности учебников. Но порядок навести тут надо. Должна быть системность, чтобы ребенок, скажем, при переходе в другую школу, а тем более переезде в другой регион не страдал от несоответствия объема полученных знаний. Второе — мы финансово не в состоянии выполнять требования надзорных органов по обеспечению закупки учебников. Но периодическое возвращение учебников в оборот говорит о том, что в Минобразовании ведется анализ, по каким авторским линиям ребята дают более высокие результаты, и, надеюсь, после его завершения сократится количество учебников, улучшится их качество (сейчас учебники нередко содержат ошибки, вплоть до орфографических), в том числе и в содержательном плане. Я сама в учебнике истории младшего сына увидела только одну фразу с упоминанием Сталинградской битвы — через запятую с Курской. То, что о величайших событиях Второй мировой войны сказано так мало, возмутило. Но что делать? Дома у нас есть арсенал — библиотека художественной и документальной литературы о войне, которой увлекается муж и которая была в доступе у детей. Плюс усилия замечательных педагогов, в частности Анны Федоровны Литвиновой, которая учила моих сыновей, расширяя рамки школьной программы, воспитывая подростков через предмет. Понятия воспитания, кстати, еще недавно не было вообще в стандартах образования. Сегодня всё встает на свои места.
— Сейчас даже по музыке есть рабочие тетради. Устных предметов, считай, не осталось. а невладение детьми устной речью ведет к деградации. Почему так происходит?
— В школьном расписании больше часов не становится, но за счет сокращения уроков русского языка и литературы, химии и иных предметов, которые давали возможность устного общения с ребенком, учили устной речи, вводятся новые предметы, которых не было в нашем детстве, — информатика, основы религиозных культур и светской этики. Никто не отменил устную речь на любом уроке. Но, к сожалению, нет культа чтения в семье, как-то совсем ушло понятие «начитанного человека».
— Если бы в свое время в школе не проходили роман «Война и мир», большинство его, наверное, никогда бы во взрослой жизни не открыли. И о существовании других произведений, входивших в программу, не подозревали.
— Мы же понимаем, что Толстой писал не для школьников. Но я, как учитель, всегда понимала свою задачу обратить внимание на уроке на такие отрывки из текста, чтобы, взрослея, ребенок знал, где ему найти ответ на вопросы, которые его мучают. У нас ведь не развита служба психологической поддержки. Почему так много суицидов? Потому что в семье нет времени с ребенком поговорить. Родители не конкурируют друг с другом на предмет того, как образован и воспитан ребенок. Они больше обращают внимание на внешние атрибуты — обуть, накормить, обеспечить.
В моменты душевного смятения ребята могут вспомнить уроки Толстого, Тургенева, того же Достоевского. «Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти», —говорит Мармеладов в «Преступлении и наказании». Это же важно для всех нас, и взрослых, и детей… Кроме того, литература расширяет эмоциональный кругозор, учит любить, прощать, дает возможность чувствовать, проживая жизнь с литературным героем. Мы же сегодня резкие, подчас жестокие, отсюда так много общественного неблагополучия.
ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ,
НАДО ВОЗГЛАВИТЬ
— И семейного тоже, что вы наверняка видите как председатель комиссии по делам несовершеннолетних.
— Хорошо, что комиссия проходит дважды в месяц, а не чаще. Тяжело видеть несчастье ребенка: неполные семьи, вошедшие в моду, безответственность родителей, когда дети, кажется, не нужны совсем. Образование было и остается островком защищенности, надежды и заботы о детстве. И хорошо, что наши педагоги на связи с детьми и в соцсетях. Это новое качество нашего общения. Дети все равно будут в интернете, мы не можем этому противостоять, значит надо идти к ним.
СПЯТ С ГАДЖЕТОМ
И ШОКОЛАДКОЙ
ВО РТУ
— Какие сегодня дети?
— Дети у нас хорошие Их всегда портят взрослые своим равнодушием. Дети всегда ярче отражают то время, в котором они родились и живут. У меня два сына, они совершенно разные. Старший рожден в 88-м, в очень нестабильное время жесткого финансового расслоения и разрушения нравственных ориентиров. Было трудно работать, перестраиваясь буквально на марше. Хорошо помню, что тогдашние выпускники, имея хороший уровень знаний, поступая в вузы, не были уверены, что найдут себе место в жизни. Тяжело пришлось этому поколению. Второй сын родился в 98-м, когда все стало устаканиваться, когда сняли «малиновые пиджаки», и мы как будто наконец отрезвели. Нынешние дети сейчас знают, что им нужно, понимают, что в институте дадут только базовые знания, а мир меняется каждую минуту, и жить надо сообразно его ритму: осваивать новые навыки, погружаться в профессию, следить за ее развитием.
— Но сейчас подросли
постмиллениалы – какое оно, третье поколение?
— Их залюбили, избаловали материальными благами. Они и подумать не успеют, а им уже дают. Они иногда не умеют мечтать, чего-то хотеть. А это против человеческой природы. Я детям на выпускном рассказывала как-то притчу о том, как один человек предстал перед Богом и стал его укорять, что он не дал ему ни того, ни другого, ни третьего. А ему в ответ Бог, указывая вдаль, показал на сад с домом, женщиной, детьми и сказал: «Вот это все я приготовил тебе, но ты об этом даже не мечтал». Не ценится то, что дается легко. Энергия мечты движет нашу жизнь.
ГОТОВ К ТРУДУ?
— В моем детстве девочек на уроках труда учили готовить, шить, мальчиков — держать молоток и стамеску. Может, не все пригодилось, но навыки и понимание, что жизнь — это труд, в том числе и физический, осталось. Сегодня же у них на лице написано: должны сидеть
в кресле министра.
— В 2010 году я была в Германии и узнала, что там 10 процентов выпускников поступают в вузы. А у нас десять не поступают. Мы уничтожили СПО. И еще, нужно вложить очень много ума, сил и финансов, чтобы рабочие специальности смогли привлечь ребят. В Германии уже тогда в обычном УПЦ стояли современные станки, на которых можно было ремонтировать технику престижных фирм, например «Опель». Была рабочая форма, практически готовые цеха, высокотехнологичные станки. При отсутствии практики на производстве учеников отчисляли. И еще я заметила: ребята там, которые работают в сфере услуг, улыбаются, гордятся профессией. У нас, к сожалению, сейчас нет понятия, что всякий труд ценен. И если родители не дали высшего образования, то считают, что жизнь прожили зря.
— А работать где?
— Никто не отменит автоматизацию, механизацию, высвобождение ручного труда. Человек должен учиться, чтобы найти себе применение. У нас трудно найти на рынке бригаду, чтобы работали легально, качественно. И получают ребята в строительной сфере неплохо, больше, чем менеджеры. Но надо поменять сознание, что физический труд — это тоже хорошо, если расположен к нему от природы.
ЗАШТАМПОВАЛИ МИР
— Возвращаясь к вопросу привития навыков к труду в школе, расскажу о жалобе родителя, находящейся сейчас в производстве. Он просит повлиять на директора школы, который заставляет во время генеральных уборок оттирать парты, участвовать в уборке школьного двора.
У нас было такое увлечение ювенальной юстицией, которая защищала права детей, не давая им никаких обязанностей. Я уверена, что это было нацелено на исключительно моральное разложение нас изнутри. Эти идеи проскочили в законодательные акты, были утверждены людьми, которые сами в свое время с удовольствием участвовали в субботниках, ходили в походы. Ведь общественный труд – это тоже школа, социум, общение. И большинство родителей не против привлечения детей к общественно-полезному труду. Но есть те, кто пишет жалобы. А мы, чтобы не нарушать прав ребенка, сводим до минимума субботники, практику работы на пришкольном участке, хотя ребята очень любят прикладные виды деятельности. Увы, сегодня многое нельзя. Мало кто возьмет на себя ответственность пойти в поход с детьми, хотя мы с моим классом коррекции каждый выходной ходили, чтобы они
имели возможность «выпустить пар».
Мы, взрослые, создали детям такой мир, где никуда нельзя. Да, страшнее стало за их безопасность. Но это наша вина. Замусорена земля, горят леса, страшно выпускать ребенка из дома – вот она, наша взрослая деятельность. И детям в этом мире нелегко.
— Так совпало, что ваш день рождения приходится почти на начало учебного года.
— Мне говорил папа: ты по рождению в конце августа должна была стать педагогом. Нет, отвечаю, это оттого, что ты сорок лет в образовании, вот я и родилась 25 августа — в этот день всегда проводилась педагогическая конференция. У нас замечательный педколлектив в городе, молодежь пополняет наши ряды. Это радует. Но каждодневный труд педагога тяжелый, и очень важно находить эмоциональное понимание коллег и детей. Думаю, нам все же удалось создать единое воспитательное и образовательное пространство, где комфортно всем.
— Что пожелаете коллегам в канун учебного года?
— Хорошего уровня общения, умения слышать и понимать, возможность получения поддержки в делах. Это в нашей жизни самое главное — ощущать, что у тебя есть крепкий тыл и дома, и на работе. Это очень важно.

Беседовала
О. ШУШЛЕБИНА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS