16+
  • $:92.5058
  • €:98.9118
Пт 26 апреля, 05:59, °C,

Встреча через 75 лет

За последний год в большой урюпинской семье Черкесовых, где после Великой Отечественной войны выросло не одно поколение, произошло событие, к которому здесь шли 75 лет. Родственники отыскали могилу своего отца, брата и деда, красноармейца Петра Федоровича Черкесова, считавшегося долгие годы без вести пропавшим.

Произошедшее родные называют Божьим провидением, ведь каждый из самых близких ему людей много лет вынашивал мысль — узнать судьбу 37-летнего солдата, уроженца нашего города. Ну не пленили же его! А в родном городе он оставил пятерых детей на попечение своей жены Пелагеи, которая вынашивала шестого ребенка… Внучка фронтовика Нина Владимировна Горячева (сама давно бабушка) рассказывала, как неожиданно легко и просто вышла на след фронтового пути деда. Это стало для всех родных открытием и прочтением одного маленького эпизода четырехлетней кровавой бойни, в которой прослеживался фронтовой путь — не такой уж долгий — Петра Черкесова.
А получилось так, что Нина Владимировна поехала в подмосковный город Подольск погостить к дочери. Узнала, что в городе есть архив Минобороны. Обратилась туда, предоставив сохранившиеся в семье документы. Отыскать фамилию фронтовика П. Ф. Черкесова удалось скоро. По архивным данным, 278-я стрелковая дивизия, где он служил, в июле 42-го участвовала в боях в районе села Табаевка Харьковской области. Как раз там и теряется его след. Внесли в список пропавших, о чем сообщалось в извещении от 28 марта 1945 года, высланном горвоенкоматом по адресу: г. Урюпинск, ул. Моховая, 1, Черкесовой П. М., жене его. Провоевал красноармеец всего год и бесследно пропал.
— Приехала я из Подольска и успокоиться не могу. Как так, думаю, можно незаметно исчезнуть? — рассуждала Нина Владимировна. — Начала искать через интернет.
Женская логика не подвела. Скоро нашла подробную информацию о деде. Летом 42-го 278-я стрелковая дивизия вела ожесточенные бои в Украинской ССР. В те самые дни отбивали и юго-западную окраину Старого Оскола, шли горячие сражения на опушке Гуменского леса. Дивизия оказалась в окружении, где от минометного огня погибли практически все красноармейцы. Среди них был санитар медсанбата Петр Черкесов. По приблизительным подсчетам, здесь сложили головы более двух тысяч солдат.
Именно в этом месте, на Белгородчине, в 70-х годах был установлен мемориал, указывающий, что в братской могиле похоронены воины Красной Армии. Среди сотен имен на гранитной плите увековечена фамилия урюпинца П. Ф. Черкесова, который не ушел в неизвестность — он отстаивал от врагов свою землю. А далеко отсюда молилась за мужа жена, родившая ему сына, последнего, Сашеньку. Отец так и не узнал, что сынок родился 21 июня 42-го.
…Не так давно родные побывали на месте захоронения — сын Николай, которому уже под восемьдесят, внуки, правнуки. И плакали они от боли, что так долго пришлось идти к этой встрече с погибшим отцом и дедом, преодолев расстояние в тысячу километров. Николай Петрович откровенно на могиле плакал, вспоминая похожую на сон картину, как за столом с зажженной свечой сидят друг против друга мать с отцом, о чем-то горячо беседуя. Разве мог маленький Коленька знать тогда, что он видит родные отцовские глаза в последний раз...
Там встречают гостеприимные сотрудники мемориала и рассказывают всем о событиях далекого военного времени. Теперь родным хотелось бы вот чего: чтоб в Книге Памяти нашего города со списком погибших внесли поправку: не без вести пропал боец Петр Черкесов. Он погиб несломленным солдатом родимой земли.
Н. ФЕДОСОВА.
НА СНИМКЕ: вот и встретились близкие родственники с отцом и дедом, через 75 лет отыскав могилу на Белгородчине.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS