16+
  • $:91.6918
  • €:98.5602
Пн 06 мая, 09:52, °C,

Детство под бомбардировками закалило характер


Считается, что детская память недолговечна, но, видно, настолько жуткими оказались те далекие события, что они и сегодня живут в памяти детей войны. Одна из них — Маргарита Михайловна Пономарева.


По роду работы я часто бываю в разъездах по нашему региону. Как-то в командировке вечером на скамейке у пятиэтажки познакомился с пожилой женщиной, это и была Маргарита Михайловна. Разговорились, и вот что она мне поведала о военном детстве.
У ее мамы по имени Мария был офицер-поклонник, но его она не любила и потому вышла замуж за простого паренька по имени Михаил. А брошенный офицер так и не смог позабыть свою любовь и иногда присылал Маше письма. Веселая симпатичная хохотушка, любившая петь под собственный аккомпанемент на гитаре, она не всегда их и читала — была вполне счастлива в браке. Пока не грянула война, которая настигла их семью в городе Фролово.

Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров: «Необходимо восстановить историческую справедливость: признать факты жестоких и бесчеловечных преступлений, совершенных нацистами и их пособниками в отношении советского народа, преступлениями против человечности».


Отца Риты мобилизовали на фронт. Мама работала на телеграфе неподалеку от железнодорожной станции Арчеда. Когда началась Сталинградская битва, Рите было три года, маме — тридцать лет. Уходя на работу, она оставляла девочку с бабушкой — покидать рабочее место не полагалось даже во время воздушных налётов. Арчеда являлась узловой станцией, то есть стратегически важной, потому немцы постоянно атаковали прифронтовой город. После войны будет посчитано, что Фролово бомбили 62 раза, на него фашисты сбросили не меньше 1,2 тысячи бомб, которые убили больше шестисот мирных жителей и разрушили свыше семи сотен административных зданий и жилых домов. Маргарита Михайловна помнит, как, спасаясь от бомбежек, в здешних окрестностях фроловцы рыли щели и окопчики, где старались укрыться сами и спрятать домашнюю живность, у кого она еще оставалась. Через Арчеду шли не только армейские эшелоны, но и составы с беженцами, среди которых были и дети-сироты из Сталинграда. Но немецкие пилоты бомбили всё подряд, не отличая военные цели от гражданских…
Во время очередной атаки бомба упала на здание телеграфа: маму Риты посекло осколками с головы до ног, она потеряла много крови, но самое страшное — из-за ранения маме отняли руку, о любимой гитаре пришлось позабыть навсегда. Для молодой женщины это стало таким ударом, что оправиться она не смогла — состарившаяся на глазах, она больше на работала, не разговаривала днями напролет, лежала на кровати и только молча гладила по волосам подходившую к ней дочурку. В 1946-м мама умерла. Вскоре от офицера-поклонника пришло письмо: «Как ты там живешь, Мария? Всё так же поёшь под свою гитару?» (это письмо Маргарита Михайловна хранит и сегодня). А через считанные месяцы после смерти супруги домой вернулся овдовевший Михаил, отец Риты.
Он забрал дочку у бабушки, дал Маргарите образование — после школы она закончила вуз, трудилась инженером в Волгограде. Вышла замуж, родила двух сыновей, выросших достойными людьми. Не один год проработала в библиотеке. Начитанная, образованная, умная женщина, с ней есть о чем поговорить. А еще у неё — стальная воля. Несколько лет назад Маргарита Михайловна перенесла тяжелый перелом бедра, очень сложный для лечения и в молодом возрасте. Поразив лечащих врачей, сумела встать на ноги — передвигается самостоятельно, хотя и с костыликом. Видно, детство под бомбардировками закалило ее характер.
…С Маргаритой Михайловной мы не виделись давно. Знаю, что она жива и здорова и что у неё всё в порядке. Думаю, она следит за идущим в области судебным процессом по обвинению фашистских оккупантов в геноциде нашего народа, ведь у Маргариты Михайловны, как и у других детей войны, к оккупантам свои счеты, и не придумано такой цены, чтобы их оплатить — страдания, муки, горе, потерю близких. Это забывать нельзя!
А. СЕРГЕЕВ, г. Урюпинск.


BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS