16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Пн 29 апреля, 15:57, °C,

Каждый новый шаг — уже победа

Когда ребенку ставят диагноз «инвалидность», мир для его родителей переворачивается — в голове одни только вопросы: почему именно мое дитя и что с этим делать дальше? Постепенно семья учится жить заново, и современное общество дает ей возможность не изолироваться от всех, а водить малыша в детский сад и школу вместе с другими ребятами.

О том, как это происходит, рассмотрим на примере детского сада №8 «Чебурашка», который вот уже второй раз становится победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации детских садов.
Как отмечает заместитель главы города по социальным вопросам, начальник отдела образования Светлана Зубцова, условия для воспитания и обучения детей с инвалидностью и особенностями здоровья в нашем городе появились даже несколько раньше, чем термин «инклюзивное образование» закрепился на законодательном уровне.
— Если говорить о дошкольном образовании, то у нас есть детские сады с группами для детей, имеющих глазные патологии, нарушения речевого развития, туберкулезную интоксикацию, проблемы с опорно-двигательным аппаратом — у каждого учреждения своя специализация, — говорит Светлана Владимировна. — Количество детей, нуждающихся в особом подходе к учебно-воспитательному процессу, к сожалению, растет. И мы, понимая, что родителям не справиться без знаний и навыков грамотных специалистов, постоянно обучаем педагогов по линии дефектологии, логопедии, лечебного массажа и прочим по соответствующим программам нацпроекта «Образование».

Учреждения, получая поддержку от государства за счет участия в проектах, конкурсах, совершенствуют материально-техническую базу. И это в конечном итоге дает хорошие плоды.  

По словам Светланы Зубцовой, детский сад «Чебурашка» включился в инклюзивную систему одним из последних в городе, но база была создана ранее.
— Еще при пристройке двух корпусов были предусмотрены массажный кабинет, кабинеты физиотерапии и лечебной физкультуры, — поясняет заведующая детским садом Ольга Широкова. — С 2012 года мы начали делать ремонт, обновили бассейн, оснастили помещения современным оборудованием, на что было направлено более 18 млн рублей средств областного и местного бюджетов.
Сегодня детский сад №8 посещают 426 воспитанников, из которых 23 имеют статус ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 году открылась группа компенсирующего назначения, куда приводят детишек с самыми тяжелыми диагнозами. Таких сейчас четырнадцать, и это даже несколько выше нормы. В штате появились должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинской медсестры по массажу, медсестры по физиотерапии, инструктора по лечебной физкультуре. Одна из новых профессий — тьютор, то есть человек, сопровождающий малышей в воспитательно-образовательном процессе.
— Каждая группа в нашем учреждении имеет свое название, а группу компенсирующего назначения мы назвали «Матвейка» — в память о Матвее Данилове, который, к сожалению, так и не успел прийти к нам в детский сад. Но его родители оказали большую помощь, передав дорогостоящие вертикализаторы, тренажеры, пособия, за что мы по сей день очень благодарны, —добавляет Ольга Юрьевна.
По оформлению здесь все так же, как и в обычных группах. Разница в функциональности: никаких жестких предметов, пол с противоскользящим покрытием, есть поручни, мебель — низкая, а вся игровая зона почти на полу. На входе несколько инвалидных колясок — чтобы всем хватило. В одной из комнат — бассейн, он поменьше основного и с высокими бортами. При нарушениях опорно-двигательного аппарата просто необходимы занятия в воде. На улице — специальная игровая площадка. Дети живут по отдельному графику, находясь в саду по четыре часа в день. Программа у них насыщенная.
Екатерина Мещерякова на протяжении трех лет приходила сюда с сыном Ромой. Сейчас он уже школьник. У мальчика — ДЦП с сопутствующими болезнями, и мама уверена, что именно занятия в детском саду смогли значительно улучшить состояние.
— Важно то, что благодаря садику мы привыкли находиться в обществе, стали больше выбираться на улицу. Педагогический коллектив во главе с Ольгой Юрьевной дал мне большую надежду, здесь я познакомилась с другими семьями, борющимися за здоровье своих детишек. Это не просто детский сад, это полноценное реабилитационное отделение уровня большого города, — говорит Екатерина.
Не только для детей-инвалидов, но и для всех, у кого есть какие-либо проблемы со здоровьем опорно-двигательной системы, в саду создан целый реабилитационный блок. В его составе профессионально оборудованный кабинет массажа. Рядом — комната гальванизации, где ведутся подготовительные перед массажем процедуры. Тут же большой физиотерапевтический кабинет, обустроенный с душой и любовью — Ольга Юрьевна лично искала шторки со сказочными персонажами, чтобы детям было нескучно лежать на процедурах. В кабинете установлены самые мощные физиотерапевтические комбайны, которые выполняют до 13 видов манипуляций, таких как электросон, ультразвуковая терапия, прогревание и т.д. Ни в одном детском саду на севере области такого точно нет.


Здесь же, в блоке, располагается кабинет лечебной физкультуры с различными тренажерами, сухим бассейном, ходунками, мячами, реабилитационными пневмокостюмами. Для самых сложных случаев имеется тренажер Гросса, который переводит ребёнка в вертикальное положение и фиксирует в нем. Так ребята с диагнозом ДЦП учатся стоянию, ходьбе и прочим двигательным действиям.
— Мы понимаем, что время нельзя упускать, нужно бороться за возможность поставить ребенка на ноги, — говорит Ольга Юрьевна Широкова. — И спасибо городской администрации и областному руководству за поддержку этого большого дела.

— Мы не обещаем людям чудес, но делаем все, что в наших силах, радуемся каждой маленькой победе наших подопечных. 

Отметим, что политика в отношении семей, воспитывающих особенных детей, развитие инклюзивного образования, использование новых эффективных практик — важнейшее направление социальной сферы Волгоградской области. Большое внимание руководство уделяет модернизации инфраструктуры и улучшению условий для специалистов. Этому способствует реализация программ нацпроекта «Образование».
К. УСОВА.
(Публикуется в рамках проекта «Мир равных возможностей).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS