16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Чт 02 мая, 08:19, °C,

Летний пост Петров

12 июля — макушка лета. А для православных это день завершения Апостольского поста, названного так в честь апостолов Петра и Павла, а в народе более известного как Петров пост. Как и любой пост, этот период — время укрепления веры, усиленной молитвы, укрощения плоти, в том числе и через ограничения в пище.

Чем питаются, как несут пост православные сегодня? Об этом мы узнали, побывав в один из дней в храме преподобного Сергия Радонежского. Храм известен тем, что здесь много лет действует благотворительная столовая для нуждающихся.
Настоятель храма батюшка Виталий пояснил: вообще-то еда не первая задача поста, хотя многие так его и понимают.
— Как священник, я прикреплен к средней школе № 3. И вот однажды во время беседы о традициях Великого поста процентов шестьдесят ребят старшего возраста назвали пост временем, когда нельзя чего-то есть а каждый десятый никогда о нем не слышал. А ведь мы живем в казачьем краю, где всегда были сильны традиции православия. И сегодня так много возможностей для получения знаний, — говорит отец Виталий.
И, к слову о еде, напоминает слова архимандрита Павла (Груздева): «Ты молоко-то пей, а из людей кровь не пей». Этот закон поста, пожалуй, главнее будет.
Вообще Петров пост самый необычный. Он начинается через неделю от Троицы, но завершается всегда 12 июля. Вот почему длиться может и одну неделю, и целых шесть — в зависимости от даты Пасхи. Его считают довольно легким для несения, ведь молоко и мясо под запретом, но разрешается рыба. А еще он летний, а летом на подножном корме всегда проще. И дешевле, конечно, соглашается батюшка. Хотя добавляет: когда-то в IV веке святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Разницу денег уделяй нищим, когда постишься», призывал остаток от денег на дешевую постную пищу тратить на благое дело. Сейчас выходит все наоборот: мясо дешевле рыбы, и ты уже подумаешь, как выискать разницу на милость…
Вот так мы постепенно все равно пришли к разговору о еде, о социальной столовой при храме.
— Нет, это не послушание. Я даже не припомню, когда мы впервые начали кормить людей, — вспоминает отец Виталий. — Они приходили, просили помощи, мы помогали продуктами. Потом стали кормить, начав с двух-трех человек, а когда по три десятка начали принимать, я сказал об этом владыке. Готовим сами — при храме есть кухня, часть денег на продукты берем из бюджета храма, что-то приносят люди — на помин умерших.
Летом едоков меньше — уезжают на сезонные заработки. Раньше кормили их прямо на крыльце или за столом во дворе. Зимой было холодно. Но однажды пришел один человек и предложил в память о своем родственнике построить небольшую столовую. Так одной проблемой у батюшки стало меньше.
На вопрос, нет ли тунеядства среди кормящихся, отец Виталий отвечает, что принимают обедать всех, биографий не спрашивая, главное, чтобы не были пьяными. Есть и одинокие старики, и просто бедные люди, есть и асоциальные элементы — батюшке приходилось их и остужать. Работать берутся не все. Были моменты, когда просили помочь с делами по двору храма. Как правило, на следующий день мало кто приходил.
— Обидно, конечно, но наше дело не спрашивать, а дать просящему. Помочь тарелкой супа мы можем…
На кухне работают два человека — повар Вера Николаевна Чекалина, кстати, бывший технолог пищевого производства пятого разряда, и ее помощница. В дни больших праздников помогают и другие люди при храме. Например, в праздник Явленной здесь готовили трапезу на 150 человек — священнослужителей и сопровождающих их лиц. А вообще рекорд был, когда варили щи на 250 персон — для этого есть в кухне 60-литровая кастрюля.
Приготовить к Явленной постный праздничный стол было задачкой еще той. Вместе с батюшкой продумывали меню, потом варили уху, вертели замысловатые рулеты из рыбы с отварной гречкой и овощами внутри. Но самым сложным было придумать десерт — постное фруктовое желе на полторы сотни человек в жару не осилить, так что выручил фруктовый салат с выдумкой — полили случайно приобретенным кленовым сиропом. Хозяйки, берите на заметку от повара Чекалиной!
Но такие изыски — по особым случаям. В остальном еда простая, но аппетитная. Вот и сейчас в кухне ряды банок из-под закруток. Тут же упаковки гречки, муки, сахара, картошка и мешок капусты — это привезли казаки атамана Владимира Скабелина. Все просто. И потому не могу не спросить: почему в монастырях и в церковных столовых всегда все такое вкусное, хоть нет никаких деликатесов? Вера Николаевна отвечает, поднимая глаза на образ над разделочным столом: потому что готовят с молитвой.
Все празднества и будние обеды на ее плечах. Здесь же она печет просфоры в электропечи, а прочее готовят на балонном газе — природный в храм не подведен. Старания Веры Николаевны отмечены епархиальной медалью.


…Не так давно при заливке фундамента в районе алтаря из-под пола вдруг извлекли старинную медную пластину с выбитой датой — лето 1891 года. Это было время закладки первого камня в строительство церковно-приходской школы при Христорождественском храме. Табличка сохранила и список имен попечителей церкви — как сейчас сказали бы, спонсоров строительства. Их немало. А вот тех, кто помогает храму сегодня, в прямом смысле раз-два и обчелся. По мнению настоятеля, это потому, что люди нынче все более отходят от Бога, а многие небедные сограждане, надеясь на деньги, берегут их в наше нестабильное время. Хотя кто знает, какое деяние окажется наперед важнее. Так, при ремонте выяснилось, что здание нынешнего храма не имеет фундамента. Такой вот парадокс: закладывали благодетели когда-то для детей времянку, а она надолго пережила основной храм, уничтоженный в годы богоборчества, и даже приняла на себя его роль спустя почти целый век. Согласитесь, есть о чем подумать во время поста и не только.

НА СНИМКАХ: Отец Виталий держит в руках ту самую закладную табличку конца XIX века; Вера Чекалина обучает ученика искусству печь просфоры.
О. ШУШЛЕБИНА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS