16+
  • $:92.0538
  • €:98.6447
Пт 03 мая, 21:58, °C,

Работа — спасение от печали

Жительница города Нина Пантелеева (на снимке), несмотря на непростую судьбу и девяностолетний возраст, бодра, активна и выглядит гораздо моложе своих лет. Считает, что залог долголетия — доброта, прощение и движение.

Хозяйка простенького, но ухоженного домика встретила нас у ворот с улыбкой на лице. Об ее ногу, ласково мурлыча, терся пушистый сиамский кот. Шустрой не по годам походкой повела показывать огород, где растут овощи и клубника. На большом участке земли, будто размеченные по линейке, зеленеют ровные ряды картошки.
— Зять помог посадить овощи, а я ухаживаю. Когда двигаюсь, ничего не болит, чувствую себя хорошо. Только присядешь, ноги ныть начинают. Так что работа — лучшее лекарство от всех болезней, — говорит Нина Кузьминична.
В доме все скромно, но чистота и порядок идеальные.
— Зимой смотрю телевизор, люблю концерты. Весной жду не дождусь тепла, чтобы поскорее в огород выйти, — продолжает разговор Нина Кузьминична и, усевшись поудобнее в стоящее перед телевизором кресло, рассказывает о своей судьбе.
Родилась она в хуторе Лучновском в 1933 году. Ее родители, Кузьма Иванович и Василиса Ильинична, трудились в колхозе: мать на току и на ферме, отец на конюшне. В конце июня 1941 года родители вернулись с сенокоса с заплаканными лицами, а восьмилетняя Нина никак не могла понять, что случилось. До сих пор помнит слова отца: «Я уезжаю на фронт фашистов бить, не плачь, доченька, меня убьют, зато вы будете хорошо жить».
— Папа погиб в 1942-м. Каждый год Девятого мая вспоминаю мое с ним прощание и плачу, — смахивая с глаз слезинки, рассказывает Нина Кузьминична.
В годы войны труженикам тыла приходилось несладко: работали в полях, ухаживали за колхозным стадом, домой порой приходили лишь переодеться. После занятий в школе Нина бежала на помощь матери, работая наравне со взрослыми. Вечерами ухаживала за своим домашним хозяйством, вязала пуховые платки. Когда мать перенесла операцию, Нина, чтобы прокормить семью, где был еще и младший брат, не пошла в восьмой класс, а трудилась в колхозе с утра до вечера. Трудодни оплачивали, в основном, продуктами. В шестнадцать лет поехала учиться в Урюпинскую сельхозшколу, окончив ее, вернулась в колхоз и работала зоотехником. Но душа к сельскому хозяйству не лежала — через некоторое время снова уехала в город, поступила в культпросветучилище. На съемное жилье денег не было, но повезло встретить добрых людей, которые пустили на постой, бесплатно кормили, а она ухаживала за их хозяйством и убиралась в доме. Закончила училище, получив специальность клубного работника. В девятнадцать лет вышла замуж, родила сына.
— Жила как в аду — в одном доме со свекровью, двумя тетками и дядей мужа. Спали с сынишкой на сундуке. Супруг пристрастился к выпивке, начал руку поднимать. Его родня меня сразу невзлюбила из-за того, что я из бедной семьи. В доме убирала, стирала, готовила и на работу ходила в Дом культуры, где была суфлером, кассиром, реквизит выдавала. Потом жили с мужем в Петровке, затем — в Верхнесоинке. Держали коров, свиней, коз. Все тянула на своих плечах. А муженек уедет в город, запьет там, а я одна с ребенком и хозяйством. После очередных побоев решила развестись, вернулась в Урюпинск.
Оставив шестилетнего сынишку у бабушки, Нина поехала в Ленинград, закончила курсы инструкторов счетных машин. Вернулась домой, устроилась продавцом в магазин, потом работала в сельхозуправлении. Вскоре вышла замуж за вдовца с ребенком.
— Этот муж, Виктор Зотьевич Пантелеев, был хорошим человеком. Моего сына принял как родного, так же и я к его мальчику относилась. Родили дочку. Я после декрета устроилась химиком-лаборантом на Поволжскую селекционно-опытную станцию, где работала с токсичными веществами, тогда не было респираторов, так дышали. Восемь лет отработала, уволилась, когда поняла, что если не уйду, то протяну ноги. Устроилась в музей смотрителем. Прошли годы, дети выросли, все бы ничего, но ударами судьбы в разные годы для Нины Пантелеевой стали трагическая гибель брата, потом приемного сына, а затем внука. Потеряла маму и мужа. Очередной шок пережила, когда в Питере второй внук стал инвалидом.
— Сила духа и воли помогли пережить все беды. Сейчас вроде все наладилось, дети у меня хорошие, дочь работает медсестрой-рентгенологом, сын живет в Питере, работал железнодорожником. Я жива-здорова, на своих ногах. Бог дает сил, наверно, потому, что у меня никогда не было врагов. Всех прощаю, никогда не попрекаю, никому не завидовала, всех люблю, — этими словами завершила рассказ о своей жизни Нина Пантелеева.

Г. ЖУКОВА.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS