16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Пт 03 мая, 12:05, °C,

Лукич

Люди постарше наверняка его помнят, а тем, кто помладше и не знает, мы сейчас расскажем. 4 июня свой 85-летний юбилей отмечает легенда городского ЖКХ — Иван Лукич Соловьёв.

…Мы разговариваем с ним во дворе его дома, в беседке, огороженной плетнём. «Да сам когда-то сплёл», — улыбается юбиляр. Что-то делать своими руками ему совсем не в диковинку. Родившийся в 1938-м, он вместе со старшей сестрой остался у матери на руках: отец погиб на фронте. В школе учился при свете керосиновых ламп. До армии Ваня Соловьёв успел поработать грузчиком и трактористом, а ещё и в кузне. Отслужил три года — окончив сержантскую школу, после хрущевского сокращения офицерских кадров командовал взводом, со службы вернулся старшиной роты. Работал мастером в СПТУ, добиваясь, чтобы его группа занимала только первые места в соревнованиях механизаторов. Женился на девушке Тамаре, ставшей верной спутницей на всю жизнь. Она, устроившаяся учительницей в четвертую среднюю, и переманила в Урюпинск, куда он, уроженец села Петренково Острогожского района Воронежской области, уехал без особых раздумий: рабочие руки везде понадобятся. Да не тут-то было.
Вместе с роднёй и только что родившимся старшим сыном ютились в одной комнатенке. А работы, как оказалось, не сыскать. Пару недель проработал на МЭЗе учеником слесаря. После по случаю устроился на ту же должность с испытательным сроком в Горводопровод, квартировавший в нынешнем здании Урюпинских электросетей. За четыре года, не имея никаких связей, влиятельных родственников и покровителей, дошел до инженера и начальника этой организации, проработав в ней почти два десятка лет. За каждого лучше всего говорят не слова, а дела. Именно при Лукиче, как его запросто называли все и всегда, было проложено почти сто километров водопроводных сетей, пробурены артезианские скважины, возведена стоящая по сей день водонапорная башня выше пятиэтажки, а Горводопровод, пополнив хозяйство очистными сооружениями канализации, доставшимися в наследство от трикотажной фабрики, стал современным «Водоканалом». Тогда в рекордные сроки возвели и его двухэтажное здание на Льва Толстого — начав в Новый год с отогревания мерзлого грунта справили новоселье уже к ноябрю, заодно построив гаражи. И всё — хозспособом, то есть своими силами. За постами Иван Лукич никогда особо не гнался, потому после конфликта в горкоме КПСС взял да уволился по собственному желанию. С руководителя — в простого слесаря железнодорожной водокачки на переулке Заводском, где тоже пришлось доводить до ума оборудование.
Принципиальность была у него в крови. Когда принимали вторую очередь нового мясокомбината, наотрез отказался подписывать акт из-за неготовности канализации. Его материли, уговаривали, убеждали: «Да пойми ж ты, это объект всесоюзного значения, а недоделки устранят!» Но он ни в какую!
Времена меж тем наставали другие — вместе с товарищами, не помышляя о руководящих должностях, организовал кооператив: тянули водопроводы и канализацию к частным домам и организациям. Зарабатывал очень хорошо и в ус себе не дул, хотя в исполкоме не раз и не два предлагали вернуться: «Лукич, в городе с водой проблемы, а ты в сторонке отсиживаешься!» Всё-таки уговорили — руководить коммунхозом, будущим муниципальным управлением жилищно-коммунального хозяйства (МУ ЖКХ), объединившим предприятия, коммунальные и бытового обслуживания населения.
За годы его руководства развивались тепловые сети, пережили масштабную реконструкцию очистные сооружения. Но одной из главных побед сам Лукич считает воплощение собственной мечты — внедрение системы обезжелезивания воды, до которой стойкий желто-коричневый налет, изводя жителей, оставался в ваннах, эмалированных ведрах и прочей посуде. Ради этого пришлось помотаться по командировкам, перенять и творчески использовать чей-то опыт. А еще была и ликвидация масштабной аварии в 1998-м на городском канализационном коллекторе, когда впервые был применен революционный по тем годам метод релайнинга: 800-метровую пластиковую трубу засунули внутрь обветшавшего трубопровода. Позже это ноу-хау возьмут на вооружение и в других городах. В Урюпинске станут проводить и областные семинары под девизом «Вот как надо строить!» тогда, когда по всей стране не клали ни одного кирпича, но в нашем городе достроили десяток унылых заброшенных пятиэтажек, у которых, и то не у всех, были лишь фундаменты да от силы первые этажи. Так и стоят эти дома на Лизы Чайкиной, Фридек-Мистек, Репина, Коммунальном, намывной территории.
«Я всегда что-нибудь да придумывал!» — скромно улыбается мой собеседник. Не добавляя, что при этом иногда опережал свое время. Созданная им система сбора платежей за «коммуналку», действующая по принципу единого окна, в Урюпинске работает и поныне, избавив нас от кучи проблем с начислением, одолевших большие города. А руководить привык не из кресла в кабинете — в свои тогдашние шестьдесят с легкостью залезал в траншеи с трубами, чтобы лично посмотреть, что да как.
…С тех пор как Иван Лукич вышел на пенсию, успело подрасти поколение горожан, и близко не знающих о желтом осадке от питьевой воды и её нехватке, а кто-то живет в домах, достроенных при его руководстве. Сам он наверняка не в обиде, ведь, еще будучи обычным слесарем, привык трудиться не ради почестей и наград — для людей, для их удобства и повседневного, а потому и совсем неприметного комфорта. С юбилеем, дорогой Иван Лукич!

С. ЗАВОЗИН.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS