Все больше урюпинцев предпочитают навещать могилки на кладбище не на Пасху, а на Радоницу. Но как правильно себя вести в этот день — печалиться по умершим родным или радоваться? Мы говорим с исполняющим обязанности благочинного Урюпинского благочиния отцом Михаилом (Соловьёвым) о православных традициях и их местных особенностях.
— Отец Михаил, читатели говорят: «Родители и деды наши всегда ходили на кладбище на Пасху, а сейчас запрещено. Что за мода такая?»
— Церковь не запрещает ходить на кладбище и Пасху. Раньше вообще существовал такой благочестивый обычай после ночной службы сходить похристосоваться и разделить пасхальную радость со своими усопшими. Именно усопшими, а не умершими, потому что смерти в понимании православной Церкви нет, есть успение — переход от бренной жизни к вечной. Поэтому поминовение родных лучше делать на Радоницу — это тоже один из пасхальных дней, но с него начинаются открытые панихиды по усопшим. Ведь Пасха и святая Седмица до Красной горки— дни пасхального торжества, где печали быть не должно. На Радоницу же мы поминаем усопших, но делаем это радостно, делясь с ними торжеством Пасхи.
— Нередко урюпинцы накрывают на кладбище целый стол — выпивают, закусывают, порой оставляют на могилке и рюмку водки. А как правильно поминать?
— Единственный способ пообщаться с душой, помочь ей, — молитва. Что бы человек ни имел при жизни, с собой в могилу он ничего не заберет. Что бы вы ни приносили на кладбище, душе усопшегоэтого не нужно. Выпивать же на могиле и ввсе недопустимо, исходя из того, что выпивка — это разрушение организма в церковном понимании. Что касается еды, то традиция приносить с собой что-то съестное была в благочестивых семьях в царские времена. Тогда из домов милосердия приходили на кладбище нищие, им и раздавали милостыню по случаю праздника. В советское время тунеядство и нищенство были запрещены, но привычка брать с собой съестное на погост передавалась от старых к молодым — уже без первоначального смысла. А сейчас для некоторых это уже стало как бы откуплением: лень рано идти в храм (служба на Радоницу начинается в семь, чтобы люди успели до работы), лень стоять на богослужении. Легче купить конфет, в обед пробежать по кладбищу, рассыпать их по могилкам и считать, что почтили-помянули. На самом деле это не помин. Потому что те, кто собирает продукты на могилках, обычно не читают на памятниках имен усопших, не творят по ним молитвы и, сколько я ни наблюдал во время литии на кладбище, даже не перекрестятся. Потому если действительно хотите помянуть — заверните аккуратно и чистенько продукты и отдайте знакомым или же малоимущим, которые приходят и стоят у входа кладбища.
— А надо ли крошить продукты на могилке?
— Если рассматривать это как милость к живому, то да — считается, что милость может смягчить участь самоубийц и вообще милость к животным есть умягчение наших злых сердец. Хотя мы порой добры к своим собакам, но изводим стариков. Но проявлять милость можно в любое время, в любом месте. А как помин это действие неправильное и бесполезное для усопших — птицы, которые склюют крошеный кулич или яичко, не имеют той души, которая есть у человека, они, как и животные, не могут войти в рай. Так что лучше пойти в храм, помолиться и оставить что-то на помин — их храма передадут действительно нуждающимся. Кстати, многие носят после похорон покойным так называемые завтраки — это традиция языческая, она не утешает, а бередит рану. Этого делать не надо.
— Еще об одной чисто нашей южнорусской традиции хотелось вспомнить — когда дети бегают по кладбищу и собирают с могил. В других регионах такого нет.
— Да, это распространено в Волгоградской, Астраханской областях, и связано, думаю, с тем, что на юге не сильно запрещали посещения кладбищ на Пасху. В Подмосковье, откуда я родом, запреты были жестче, и подобной привычки нет, как и не распространена традиция посещать могилы на Пасху. То, что дети проводят время не там, где должны, это нехорошо. Плюс вижу в этом только один — если они поднимут голову и увидят по датам смерти, что умереть может даже молодой человек. А потому надо опасаться наркотиков, алкоголя, других вещей, призывающих смерть. Я вообще считаю ошибкой, когда детей не пускают на похороны, ограждая от вида смерти. Дети в силу возраста не понимают, что жизнь хрупка, что надо ценить ее, заботиться о себе и в духовном, и в физическом плане, чтобы успеть сделать больше хорошего в жизни. Кстати, Радоница — семейный праздник, куда стоит взять и детей, чтобы они молились не только о своих здравствующих родителях, но и о тех, кто жил ранее.
— Можно ли что-то уносить с могил?
—Взять на память старое фото, горсть земли с могилы, отросток цветка — это не принесет в дом беды, как считают многие. А вот воровать нельзя — воровство есть моральное разрушение человека.
— Как вести себя на кладбище?
— Иногда люди годами не видятся и, встретившись, разговаривают о бренном, судачат. Беды в том нет, но лучше оставить этот день на мысленное общение с близкими, которых нет с нами. Вечный покой не надо нарушать даже в такой день.
Беседовала О. ФЕДОРОВА.
Фото Урюпинской епархии.
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS