16+
  • $:91.7791
  • €:98.0270
Вт 30 апреля, 17:48, °C,

Потравили…

Инсектицидный препарат с названием «Эйфория» стал причиной гибели десятков пчелосемей в хуторе Шемякинском. Пострадавшие пчеловоды настроены решительно и собираются отстаивать свои права во всех инстанциях, добиваясь компенсации. Но дело не только в пчелах, пострадали люди.

Информация о гибели пчел на пасеках после химической обработки полей появляется не впервые. Несогласованность между сельхозтоваропроизводителем и пчеловодами приводит к печальным последствиям, после чего обвинения в адрес друг друга идут с двух сторон. Сегодня трудно представить растениеводство без применения современных химических препаратов, но в данном случае пострадали пасеки, расположенные в черте населенного пункта. Как утверждают очевидцы, самолет сельхозавиации, производивший обработку полей, делал рабочие развороты непосредственно над крышами домов, а это категорически запрещено. Со слов жителей хутора ни оповещения, ни соблюдения санитарной зоны при обработке инсектицидными препаратами растений выполнены не были.
— Это самая настоящая преступная халатность,— рассказывает пчеловод с 40-летним стажем Юрий Попов.— У меня больше сорока ульев на заднем дворе, 90 процентов семей погибли после обработки, и пчелы продолжают умирать. Кто дал им право лить отраву на наши головы?
Сам Юрий Митрофанович и его супруга сразу после обработки почувствовали недомогание, сладкий привкус во рту, головокружение и жажду. Пытались лечиться домашними средствами, но в итоге пришлось обратиться за помощью к медикам. В приемном покое ЦРБ установили отравление и предложили госпитализацию, сообщив в правоохранительные органы. Поповы не единственные в хуторе, кто почувствовал на себе последствия химобработки.
— Сельхозпроизводитель был обязан оповестить жителей о намеченных работах и не производить опыление в непосредственной близости от населенного пункта, — поясняет ветеринарный врач Россошинского ветучастка Григорий Улогов. Он один из первых приехал на место и зафиксировал массовый падеж пчел, собрал необходимые пробы.
Факт, конечно, вопиющий: одно дело, когда пчеловод поставил пасеку без ведома хозяйствующего субъекта в поле, а тот его обработал, тут, как говорится, сам виноват, предупреждать надо. Другое — когда от паразитов обработали хутор вместе с его обитателями.
— Мы будем добиваться компенсации за нанесенный ущерб, а он еще до конца не установлен,— продолжает Юрий Митрофанович.
— Главной нашей задачей является недопущение повторений подобных случаев,— подключился бывший главный зоотехник, курировавший в свое время районное пчеловодство Юрий Двужилов.
Большинство пострадавших собрались у районной станции борьбы с болезнями животных, куда привезли пробы с мест опыления. Пчеловоды подали заявление и в местное отделение Роспотребнадзора с просьбой провести проверку законности разбрызгивания химикатов над хутором.
— Наши специалисты выезжали на место, — рассказывает заместитель начальника Урюпинской районной СББЖ Михаил Першков. — Мы оказали помощь в сборе документов и проб для отправки на экспертизу.
— Нашей службой заведено административное расследование по заявленным фактам, — добавляет начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Наталья Дубовая. — К каким выводам оно приведет, какими будут следующие действия, станет известно через месяц.
А что же сельхозпроизводитель, чьи поля обрабатывала авиация, как он видит произошедшее? Как нам сообщили хуторяне, угодья, подвергшиеся обработке, использует КФХ «Надежда», но поговорить с его руководством нам, к сожалению, не удалось. Попросили перезвонить и стали недоступны. Будем дипломатично считать, что от комментариев отказались, имеют полное право.
Это, конечно, частный случай, но проблема пчел при обработке полей химикатами всплывает ежегодно не только в нашем районе, но и по области в целом. В Новоаннинском районе прошла конференция пчеловодов, где говорили о ее решении, в частности, предлагали наладить смс-оповещение с указанием времени и местности проведения работ, но пока дело не решено.
Хотя есть и хорошие примеры. Пасечники, кто ставит ульи на участках СХА «Акуловская» фермера Недзиева, очень довольны. Тут обработку ведут ночью, когда пчела сидит в улье, и наземным способом. Это эффективно для растений и безопасно для пчел. О проведении обработки владельцы участков предупреждают заранее, точно называя дату и время работ, а пчеловоды, в свою очередь, информируют, где ставят пасеки. И нет проблем.
Кстати, пчеловоды рассказали нам еще один случай трехлетней давности. Тогда в результате обработки погибло много семей. Так вот там, где лежал вымерший улей, трава была словно выжжена — такой концентрации была отрава. Можно представить, что попадало на поля…
В завершение хотелось бы пожелать, чтобы стороны научились договариваться, уважали интересы друг друга. Пчел и так становится все меньше и меньше. Ученые давно бьют тревогу, а человеческий фактор ускоряет этот печальный процесс.
А. АНДРЕЕВ.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS