16+
  • $:62.4031
  • €:64.9358
Сб 21 мая, 13:23, +13°C, облачно с прояснениями

Такой богатый старый новый год...

Старый Новый год наши предки называли Святками, Васильевым днем или Авсенькой. Первое название появилось по политическим соображениям, второе и третье связаны с православной верой, а четвертое—с забытым язычеством.


— В 1918 году большевистское правительство решило поменять существующий в дореволюционной России календарь. Переход на западноевропейский новый календарь произошел 14 февраля 1918 года. Согласно декрету, главной целью советской реформы было установление в России одинакового почти со всеми культурными народами летоисчисления. Ну и, конечно же, нужно было отдалить сознание людей от ненавистного атеистам православия, — рассказывает заведующая по научно-методической работе  городского краеведческого музея Айгуль  Полевая. — Святками эти дни названы потому, что начиная с 7 января до Крещения люди «святят», то есть прославляют Иисуса Христа и Его Рождение. Еще одно название происходит от имени святого Василия Великого, который на Руси считался покровителем хозяйства, особенно домашних свиней. Вот почему на столах в этот день в качестве основного блюда был жареный поросенок. А вот слово «Авсень» обозначает бога изобилия. Его-то и призывали необходимыми атрибутами праздника — песнями, которые практически ничем не отличаются от среднерусских колядок, кроме припева, в котором кликали Авсеньку. Со временем одни и те же песни, исполняемые на Рождество, могли именоваться колядками, a в канун Нового года – авсенями. Вот так появился старый Новый год, сроднившийся с другими праздниками, до сих пор не забытыми в народе.
Урюпинцы поддерживают народные традиции вполне осознанно. К примеру, в районной библиотеке на улице Чапаева, 17, до самой весны открыты выставки, посвященные зимним праздникам и фольклору, «Богатство русского фольклора» и «Чарует светлой сказкой снова святое Рождество». Здесь можно почитать тематические книги, полистать энциклопедии. В городском краеведческом музее проводят интересные лекции по изучению народной культуры. Да и сами урюпинцы стараются не забывать фольклорные традиции.


— Я выросла в хуторе Долгом, а там народ веселый и творческий. Помню с малых лет, как соседи друг к другу в гости ходили, Авсеньку кликали словами: «Авсенька-дуда, иде была? Коней стерегла. А иде кони? За ворота ушли. Иде ворота? Вода унесла. Иде вода? Быки выпили. Иде быки? В тростник ушли. А иде тростник? Девки выломали. Иде девки? Замуж вышли! Иде мужья? На покосе сидят, саламату едят, к бабке в дом хотят. Бабка, бабка, не жалей, давай поскорей пятачок из сундучка, а из горшочка молочка, угощай-ка всех родных!». Наряжались кто во что горазд — в вывернутые тулупы, широкие юбки, огромные платки. Рассыпали на пороге монеты, зерна да конфеты, — рассказывает горожанка Вера Елисеева. — А еще в эти дни разрешалось «воровать». Пока одни ряженые развлекали хозяев, другие норовили стащить кастрюлю, веник или крынку. С собой не уносили, а оставляли в сугробах у дома или на соседских лавочках. А утром все со смехом выясняли: чья посуда, кому принадлежит? Это делалось для того, чтобы отвести от дома кражи. С мужем и друзьями любим до сих пор встречать ряженых гостей.
Среди молодежи тоже немало ценителей народных обычаев.
— Меня кликать Авсеньку пригласила моя крестная. Мы с мужем согласились, да так понравилось, что начали всей семьей изучать историю возникновения праздника. Своим детям я тоже стала рассказывать интересные факты из истории славянской культуры. Это очень увлекательно! — рассказала нам Елена Бардина, которая тоже живет в Урюпинске и вместе с мужем любит святочные забавы.
Священнослужители приветствуют только христианские колядки, где прославляют Христа. А вот народный эпос, не имеющий отношения к православию, советуют не применять.
— В святые вечера вместо гаданий можно устраивать домашние теплые встречи с близкими и родными. А если таких нет поблизости, можно оказать помощь ближним и нуждающимся людям, таких вокруг нас много, — говорит благочинный по Урюпинскому округу Михаил Соловьев. — Святые вечера предназначены для того, чтобы творить добрые и милосердные дела.
Так или иначе, но каждый из нас имеет право выбора, чем заняться в длинные святочные вечера с пользой для тела, души и здоровья.

Л. ВАСИЛЬЕВА.
НА СНИМКАХ: выставка в районной библиотеке; семья Елисеевых принимает ряженых каждый год.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS