16+
  • $:93.2918
  • €:99.5609
Чт 25 апреля, 15:21, °C,

Будьте здоровы, любимый доктор!

Когда в День города на сцене «Юбилейного» Виктору Михайловичу Портнову вручали почетную грамоту главы городского округа и председателя городской думы, зал взорвался аплодисментами. И не удивительно: среди сидящих вокруг вряд ли были те, кто не знал самого знаменитого в городе детского доктора. Виктору Михайловичу 71 год, и он по-прежнему работает участковым педиатром своего, третьего участка.

«Детишки — это прелесть, они как раз и заряжают энергией. А вообще я ведь без поликлиники не могу. Мне там интересно. Да и другой жизни я не знаю», — говорит Виктор Портнов.

«За верность педиатрии» — так написано в наградном листе. Лучше не скажешь. Без малого пятьдесят лет Виктор Михайлович отдал урюпинской медицине — около двадцати из них детскому стационару, остальное — участку, где все это время ведет приемы, обслуживает вызовы, консультирует в больнице. И хотя сегодня в детской поликлинике врачей более или менее хватает, каждый раз, когда он приходит с заявлением на отпуск, заведующая тревожится: «А вдруг вы не вернетесь?» С его опытом и потрясающими способностями диагноста он просто незаменим. И хотя мамочки сегодня встречаются разные, доктор со всеми ладит, находит общий язык и тактично, но твердо делает так, как хорошо ребенку.

«Чего не делали коллеги в области» — это так скромно он сказал о сложнейших манипуляциях, которые доступны не всем профильным специалистам даже сегодня. А сорок лет назад, когда молодой доктор Портнов работал в детском отделении больницы, его умение было сродни чуду. Не одному ребенку это спасло жизнь.

Интересно, что в педиатрию наш любимый детский доктор попал по воле случая.
— Родители хотели, чтобы я стал врачом, я же смотрел на отца и мечтал, как он, стать военным, — вспоминает Виктор Михайлович. — Выбрали в итоге среднее — я поехал поступать в Ленинградскую военно-медицинскую академию. Сдал все экзамены на отлично, но к проверке физподготовки заболел — жили мы в палатках, а в 1975 году лето в Ленинграде было холодным.
С температурой под сорок он провалил важнейший для абитуриента экзамен, и эта тройка, а еще больше майор с кафедры педиатрии решили его судьбу. «Кто не добрал баллов, идите к нам. У нас одни девицы…» Так военную специальность сменил на профессию детского врача. И попал в точку.
Педиатрия — довольно консервативная часть медицины, там меньше, чем в других областях, происходит радикальных изменений. Так что сложно проявить себя тут новатором. Но этот вопрос я задаю и получаю ответ:
— Когда работал в стационаре, то да, владел тем, чего не делали коллеги в области. В советские времена мы часто брались за непростые и несвойственные профилю манипуляции, если того требовала ситуация. Любой хирург мог вскрыть гнойник ребенку — теперь с этим отправляют только в Волгоград. Конечно, раньше все было проще, и потому врачи были более широкого профиля. Сейчас же в основном мы работаем по приказам Минздрава, выше которых особо не прыгнешь. А вот то новое, что я действительно не осилил и не хочу начинать, так это компьютер. Больным ведь не легче от того, умею я им владеть или нет. Им важен врач и его умение. А компьютер — машина, которая создана не для того, чтобы думать, а чтобы ускорить и улучшить работу врача. Но пока она ему работу не облегчает.
— Он выполнял реанимационные мероприятия, делал полостные плевральные пункции тяжелейших больных, спинномозговые пункции у судорожных детей, вводил подключичные катетеры, производил кровеочищение и делал прочие сложнейшие манипуляции, которые не входили в область обязанностей педиатра, но спасали ребенка, — говорит заведующая детской поликлиникой Элла Ермилова. — А сегодня я бы охарактеризовала стиль работы Виктора Михайловича как стиль врача старой закалки в самом хорошем смысле этого слова. Сейчас ведь нас учат лечить, точнее, оказывать услуги в соответствии со стандартами. А Виктор Михайлович всегда лечит не пациента, а болезнь. У него к каждому подход индивидуальный, он зрит в корень заболевания и всегда чувствует ребенка. Если ребенок сложный, то ездит к нему ежедневно — наблюдает. Он очень переживает за детишек.
— Он наш второй папа, — улыбается, вспоминая своего участкового доктора, мама троих ребятишек Людмила Гусак. — Очень ответственный, заботливый, внимательный. Он у нас самый лучший!

Через его руки прошло несколько поколений урюпинцев, и выросшие пациенты приводят сегодня на прием к любимому доктору своих детей и даже внуков. Они его не просто ждут, они его любят. Он удивительно тонкий и интеллигентный человек, который словно из другого времени и не совсем нашего суетного мира. Спокойный, уравновешенный, деликатный.

А вот еще одно воспоминание, которым делится его бывшая пациентка, а ныне сама мама двоих детей Алла Фролова:
— Помню себя в шесть лет в больничной палате. Родителей нет, я несчастная — болею, а еще взрослые девочки обижают. Наверное, несколько дней я не ела, и когда мама принесла любимые блинчики, накинулась, но есть не могла — желудок не принимал. Папа рассказал об этом Виктору Михайловичу. И вскоре у нас в рекреации поставили столы и стулья для детской столовой: до этого кормили по палатам. Этого добился Виктор Михайлович — в палатах ему было трудно проконтролировать, как дети едят, а ведь в лечении нет мелочей.
Этому он учит и молодых коллег. Точнее, не учит, а просто помогает, если надо. Как бы ни был занят, встанет и пойдет посмотреть ребенка, если коллега затрудняется и просит совета. Наставник, помощник, палочка-выручалочка для коллектива.
Я спросила его, как водится, о достижениях, которые мог бы для себя отметить, предложила рассказать какой-то особый случай из практики.
— Главное — что остался в профессии, до сих пор на пенсию не выгнали, — рассмеялся он. — А так тут каждый день особый случай. Наша работа только кажется монотонной, обыденной: сопли, кашель, горло красное… И когда в день у тебя на приеме таких больных по 50-60 человек, очень важно не позволить себе расслабиться, чтобы вовремя заметить тяжелого ребенка, не пропустить опасного состояния, принять меры. Нужно все время быть начеку.

Вот такой он, доктор Портнов, — грамотный, успевающий за временем, но не торопящий его. Скромный — при его опыте и авторитете всю жизнь, считай, отработал участковым врачом. 

— Все самое сложное обычно случается в неподходящее время, — подтверждает и заведующая. — Вот один из последних случаев. Пятница, практически закрывается поликлиника, и тут приходит мама с малышом, у которого несколько дней периодически болит живот. И Виктор Михайлович, только осмотрев ребенка, моментально ставит диагноз, о котором и подозревать не могли: сахарный диабет. Он тут же вызывает скорую и везет малыша в детское отделение, где тому оказывают помощь и на реанимационном автомобиле отправляют в областную детскую больницу. Там диагноз подтверждается, и назначают инсулинотерапию. Сложность еще и в том, что обычно маленькие дети очень быстро впадают в сахарную кому. Хорошо, что этот ребеночек попал к Виктору Михайловичу
Не устал ли за столько лет от работы, детских болезней, крикливых малышей и порой неуравновешенных всезнающих мам?
— Работать сегодня сложно, но мы общий язык находим. У меня медсестра чудесная, помогает, и мы со всеми мамочками участка живем душа в душу. Детишки — это прелесть, они как раз и заряжают энергией. А вообще я ведь без поликлиники не могу. Мне там интересно. Да и другой жизни я не знаю, — говорит Виктор Михайлович.
О. ШУШЛЕБИНА.
На снимкЕ: Виктор Портнов в момент награждения в День города.

(Публикуется в рамках проекта «Территория здоровья»).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS