16+
  • $:73.1388
  • €:86.9913
Пн 02 августа, 21:42, +30°C, облачно с прояснениями

Учебник как мина замедленного действия

После прокурорской проверки и судебного разбирательства городской лицей полностью обеспечат учебниками. Это, конечно же, хорошо, но точно такая же ситуация может повториться в любой другой школе.

Не так давно по Урюпинску пошли слухи о скором закрытии лицея. Как оказалось, поводом для них стал приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, вышедший в декабре прошлого года и запретивший прием детей во все классы этого учебного заведения. Данное распоряжение и послужило первопричиной проверки, организованной Урюпинской межрайонной прокуратурой.
Выяснилось, что в лицее попросту не хватает учебников и учебных пособий. Потому и появился упомянутый приказ. Пока шла проверка, половину из требуемых учебников приобрели (подоспела областная субвенция). Тем не менее прокуратура предъявила судебный иск к областному комитету образования о выделении средств на приобретение почти полутора тысяч недостающих экземпляров учебной литературы для лицея. Речь шла об учебниках по русскому языку, литературе, географии, всеобщей истории, английскому языку, биологии, обществознанию и др. По закону обеспечивать школьников учебными пособиями полагается за государственный счет.
В конце мая городской суд иск полностью удовлетворил, обязав областной комитет выделить всю необходимую сумму на обеспечение лицея учебными пособиями. А запрет о приеме на обучение был снят еще до решения суда. Словом, нарушение законодательства устранено. В прокуратуре говорят, что если где-то есть проблемы с обеспечением учебниками, то в надзорное ведомство можно обратиться и анонимно, указав школу и класс, — по обращению будет обязательно проведена проверка. Но вот что еще нужно обязательно иметь в виду: рабочие тетради не приобретаются за государственный счет — их по договоренности с учителем покупают родители. Педагоги утверждают, что такие тетради облегчают жизнь отнюдь не им, а ученикам, помогая подготовиться к сдаче тестов и ЕГЭ в недалеком будущем. Так что нет смысла жаловаться в прокуратуру на учителей, предлагающих приобрести рабочие тетради. Но вернемся к прокурорским проверкам.
Вполне возможно, что еще одна состоится в другой городской школе, где так же, как в лицее, не хватает учебников и запрещено принимать детей. И эта школа, может статься, не последняя, потому что выполнять все требования Министерства образования трудно, а то и невозможно.
Многие из нас помнят советские времена, когда школьные учебники не менялись десятилетиями — целые поколения учились по одним и тем же «Букварям» и «Родной речи». Сегодня в разных классах и школах могут использоваться учебники разных авторов с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности детей. Главное требование, чтобы учебники входили в федеральный Перечень, утвержденный Министерством образования. Перечень почти ежегодно корректируется. Бывает, что автор учебника прежний, а год издания изменился, и в Перечне появляется вновь напечатанный учебник,
не претерпевший никаких изменений. Поменялось издательство — нужно менять и Перечень.
Иначе говоря, причины изменений далеко не всегда можно назвать вескими, но пересмотр Перечня требует обновления учебников в школах почти каждый год, на что нужны огромные средства. Их и без того не хватает. Да и нужно ли тратить такие деньги, чтобы приобретать новые учебники, отличающиеся от старых лишь годом издания или другими несущественными моментами? В минувшем учебном году областной бюджет профинансировал только половину от заявленной потребности городских школ в учебных пособиях.
Между тем, по словам директора одной из городских школ, школьная библиотека завалена учебниками — на одного ученика приходится порой по три экземпляра по предмету. Только нарушение всё равно могут выявить, ведь, чтобы не нарушать в этом пункте законодательство об образовании, никаких денег не хватит. И дело здесь не только в деньгах, но и в здравом смысле — кажется, что не хватает именно его, а не учебников.

С. ЗАВОЗИН.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS