16+
  • $:61.4247
  • €:62.3551
Чт 18 августа, 16:34, +26°C, облачно

Чтение на лето: из наказания в удовольствие

«Сыну-третьекласснику дали на лето список литературы для чтения. Даже взрослому весь список трудно осилить, если не выделять на чтение по несколько часов в день. А в списке 60 произведений, 30 книжек. Как быть? Я смотрел как-то юмореску «Уральских пельменей» про список литературы для школьника. Не знаю, как кто, а я не смеялся…»

Это рассказ одного нашего читателя, папы ответственного и правильного. А ведь и правда не до смеха — июль на исходе, а у многих родителей дети книжку не открывали. Что делать? Помогает нам разобраться учитель начальных классов средней школы №3 Инна КАЛИНИНА:
— Это список, рекомендованный для расширения кругозора, а не для обязательного прочтения. Но в нем учитель выделяет произведения для обязательные прочтения — те, которые проходят в следующем классе.
Рекомендованную же литературу я даю с оговорками: если в списке «Русские народные сказки», то вряд ли стоит читать «Колобка», есть много других, более сообразных возрасту.
Как увлечь ребенка, если он не читающий? Собственным примером. Вечером, после ужина выкроить время, чтобы всей семьей или хотя бы с мамой почитать — каждый свою книжку. А через полчаса обменяться впечатлениями. Есть и другие методы. Например, после прочтения книги А. Митяева «Сражение при Гангуте» одна моя ученица под впечатлением стала рассказывать отцу подробности о морской баталии. «Ничего не понял. Кто откуда вышел?» — сказал папа, и на столе появились ватман, ножницы, бумага. Они весь вечер сражались за столом, воспроизводя сцены битвы XVIII века. Уверена, что дочь запомнила в тот день и книжку, и исторический факт.
Если у вас совсем маленький школьник, удерживайте его внимание подбором самых ярких, интересных книг, придумывайте квесты, превратите чтение в игру.
Сделайте правилом для ребенка полчаса в день отдавать на чтение — это должно стать привычкой. И тогда все тридцать книжек на лето будут вызывать не ужас, а приятное волнение перед встречей с чем-то новым, интересным.
Другое дело, что часто родителям некогда заниматься детьми. Вынужденные сами порой делать три дела одновременно, они ищут решения проблемы. Например, вместо чтения включают ребенку-школьнику аудиокнигу. Это легкий путь, но неверный, ибо он приучает слышать текст в чужом исполнении, не дает навыков беглого осмысленного чтения, не вырабатывает стойкую привычку читать.
А она сегодня очень нужна. С 1 сентября нынешнего года 1-5-е классы переходят на обучение по ФГОСам третьего поколения, предполагающим умение ребенка применять знания в любой области. Называется это функциональной грамотностью, которая с чтением связана очень просто: не умеешь читать быстро и вдумчиво одновременно — не сможешь ориентироваться ни в школьных науках, ни в окружающем мире. Подробности госстандартов родителям знать не обязательно, от них требуется только понимание, что чтение важно не школе и не учителю, а жизненно необходимо ребенку.
О. ШУШЛЕБИНА.
НА СНИМКЕ: для популяризации чтения в библиотеке Михайловского СДК продлен конкурс «Лето с книгой!». Перед вами работа Т. Федоровой из хутора Бубновского под названием «У бабушки в гостях читаем».
(Публикуется в рамках проекта «Сохраним семью — сбережем Россию»).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS