Как мы уже рассказывали недавно, в донской дореволюционной прессе очень редко встречаются публикации корреспондентов из ст. Урюпинской. Тем ценнее каждая такая находка. Расскажем об одной из них — статье священника Христорождественской церкви Иосифа Макаровского «Урюпинская церковно-приходская жизнь», опубликованной в №5 от 1 марта 1888 года «Донских епархиальных ведомостей».
«Не много таких мест, где бы общество так жило церковной жизнью, как живет оно в нашем Урюпине. Здесь в короткое время построен прекрасный храм; здесь читаются публичные лекции по предметам веры и нравственности христианской; здесь слышится с церковной кафедры живая, отвечающая потребностям местной жизни, проповедь и стройное пение в церкви целой школой учеников церковно-приходского училища; здесь же в двух церквях поют два хора, дорого стоящих, певчих». Так начинает отец Иосиф свое повествование. Упоминаемый им прекрасный новопостроенный храм — это Вознесенский собор, где незадолго до описываемых событий, 5 октября 1887 года, был освящен престол и начали совершаться богослужения. Заложили его 16 августа 1881 года, и шесть лет — действительно по тем временам малый срок для столь масштабного строительства. Справедливости ради добавим, что достраивали, отделывали, расписывали и обустраивали здание еще четыре года (великое освящение состоялось в 1891 году). Но, как видим из статьи, полноценной приходской жизни это не мешало.
Церковь Рождества Христова, в которой служил автор (он называет ее собором, но на самом деле она такого статуса не имела), формально к станице не относилась: она была построена в 1850 году на территории Урюпинского ярмарочного поселения тщанием высочайше утвержденной купеческой конторы по устройству Покровской ярмарки. «Церковная школа и соборный хор певчих содержатся исключительно купечеством, причем купец Иван Васильевич Алексеев почти один содержит хор, жертвуя на него ежегодно 2000 руб., а в случае надобности и 3000 руб.; купец Василий Иванович Серпуховитинов пожертвовал на школу в январе месяце 300 руб., а купечество пожертвовало на свой соборный храм в том же январе 1000 руб. Деятельное участие в улучшении местной церковной жизни принимают и следующие попечители: Иван Иванович Зозулин, Иван Евдокимович Ковтунов и Игнат Петрович Попов, особенно же церковный староста Иван Григорьевич Шолохов. Последнему церковь наша обязана своим благолепием и богатством», — рассказывает отец Иосиф.
Уделяя особое внимание добрым делам и начинаниям, не замалчивает он, к своей чести, и имеющиеся проблемы. «Особенно резко бросается в глаза традиционная рознь казаков с иносословным населением Урюпина: казаки даже считают для себя как бы унизительным молиться в купеческом соборе, «рядом с мужиками», и, за исключением 2-3 чиновников, никогда не бывают в нем. Не так чуждается казаков купечество. Купец Иван Иванович Зозулин даже пожертвовал самый большой колокол во вновь устроенный казачий храм, да и все лучшее в храме сделано купечеством. От этой розни местная церковно-приходская жизнь и в других отношениях представляется мало упорядоченной» — с горечью констатирует он. Да, казачья неприязнь к представителям иных сословий — явление широко известное. Тот же первый, деревянный, Вознесенский храм был в 1825 году куплен и перенесен в станицу из х. Зубриловского именно из-за того, что станичники не желали делить свой Покровский храм с купцами. Новый дом Божий потому и разместили рядом с ярмарочным поселением. Не полагалось не казакам, к примеру, и паевых наделов юртовой земли. В клировых ведомостях церквей разных станиц не раз попадались пометки, что священник такой-то, «как иногороднего происхождения, не пользуется землею». Взять в жены иногороднюю считалось позором. В общем, примеров масса.
Еще одной причиной нестроений в урюпинской церковной жизни отец Иосиф называет тот факт, что «значительная часть населения вовсе не значится по исповедным книгам той или другой церкви, так что многие не знают, какой церкви они прихожане; отсюда возникают весьма понятные недоразумения между членами духовенства при исполнении своих обязанностей и прихожанами. Недоразумения эти принимают иногда весьма острый и решительно нежелательный характер. Приходы по численности прихожан и экономической состоятельности крайне неравномерны. В соборной купеческой церкви числится 549 душ муж. пола на двух священников, а в станичных — Вознесенской и Покровской — церквях по 1100 душ муж. пола на одного священника с таким же числом иногороднего элемента, какой приходится численностью на каждого священника купеческой церкви из 549 душ. Приходы строго не разграничены, и приходится отправлять требы черезполосно, а это уже повод к недоразумениям».
Основными источниками дохода церковного причта были кружечные сборы и пожертвования за крещение, венчание, отпевание, различные молебны и отправление прочих треб. Неудивительно, что духовенство разных, а тем паче — соседних, церквей конфликтовало: на кону был материальный интерес. Донское епархиальное начальство старалось экономически уравнивать и разграничивать приходы, но не всегда это делалось оперативно и эффективно. Сейчас, конечно, даже сложно такое представить: посещать можно только ту церковь, к которой ты приписан. Одним удобнее храм в шаговой доступности, другие готовы регулярно ездить за сотни километров туда, где душа обретает гармонию и покой, — кажется, иначе и быть не может. А вот нашим предкам столь же немыслимой показалась бы такая вольность.
Время идет, меняется жизненный уклад. В современном Урюпинске храмов уже больше, чем было в станице до революции: тогда действовали шесть, сейчас — восемь и еще один, крестильный, строится на территории Покровского собора. Все население больше не делится по приходской принадлежности, ежегодные исповедь и причащение перестали быть обязательными для каждого православного жителя старше семи лет (да-да, игнорирование этих Таинств строго наказывалось и по церковным, и по гражданским законам). Быть воцерковленным человеком стало делом личного выбора, а не обязанностью. Как изменилась от этого церковная жизнь — уже совсем другая история, о которой священник Иосиф Макаровский вряд ли мог даже помыслить.
Т. НОВИКОВА.
(Публикуется в рамках проекта «Для меня моя Россия началась с Хопра»).
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS