16+
  • $:92.5058
  • €:98.9118
Чт 25 апреля, 23:00, °C,

Без грантов и кредитов

— Мы только-только начали сеять подсолнечник и просо, — рассказывает о полевых делах Петр Апаршин из Искринского сельского поселения. — В этом году ранний сев оказался бесполезным: мы попробовали пару недель назад выйти в поле, но всходы до сих пор сидят в одной поре, не успела тогда еще земля прогреться.


Уже несколько сезонов у руля крестьянско-фермерского хозяйства, созданного когда-то Петром Сергеевичем, стоит его младший сын Николай. Правда совсем отойти от дел у агрария с 45-летним стажем пока не получается — помогает, советует, направляет («Он сейчас здесь смотрящий», — шутит глава Искринского поселения Александр Азаров). Вот и корреспондента «Урюпинской правды» принимал тоже сам, пока нынешний глава КФХ отлучился по срочным делам.
НА СВОИ СРЕДСТВА
Свое дело Петр Сергеевич начинал еще в начале девяностых, объединив усилия с другими фермерами-земляками. Но, как это часто бывает, через несколько лет интересы земледельцев разошлись и каждый пошел своей дорогой. «Начинал со ста гектаров», — вспоминает Петр Сергеевич. Земельный клин потихоньку прирастал собственной и паевой землей, машинный двор — техникой, в поле стали помогать подросшие сыновья (старший тоже трудоустроен в хозяйстве). Со временем передал хозяйство сыну, а сам стал все больше времени проводить в саду. Сейчас в обработке у Апаршиных 940 гектаров земли, в сравнении с крупными районными сельхозпроизводителями не так уж много. Кроме подсолнечника и проса, возделывают еще кукурузу. Несколько лет экспериментировали с нутом, льном, кориандром. Но они оказались, как говорит фермер, культурами одного года: пока урожай стоит в поле, цена могла несколько раз измениться. А вот от озимой пшеницы Апаршины практически отказались, ее возделывают только для пайщиков: каждый после сбора урожая получает по 3 тонны.
Нет в хозяйстве и черных паров: грамотное применение удобрений позволяет почти не терять в урожайности даже в сухой год. Да и земли не так много, чтобы она простаивала целый сезон.


Идем по машинному двору. В ожидании уборки стоят два свежих «Акроса» от «Ростельмаша», пару лет назад они заменили отжившие свое «Нивы» и «Доны». Рядом опрыскиватель и комплекс для сушки зерна. Обновлять технику Апаршины предпочитают на собственные средства: кредитам доверия нет. На гранты от государства тоже никогда не претендовали, слишком много заморочек. Без них развиваться хотя и сложнее, но, когда в дело идут свои, а не банковские или государственные деньги, уверенности как-то больше, говорит многоопытный фермер. Своими силами построили ангары для хранения урожая (можно дождаться хорошей цены на зерно), мехток, свежей краской пахнет новенькое административное здание. Ничего сверхъестественного здесь нет, но на месте КФХ явно не стоит. «От безденежья мы не страдаем, — утверждает Петр Сергеевич. — Ко всему подходим рационально».
БЫКИ — НАШЕ ХОББИ
Животноводство — это так, для забавы, — на скотном дворе Апаршиных переминаются с ноги на ногу солидные бычки. Крупным рогатым скотом они занимаются пятый год. До них в хозяйстве были овцы: одних только овцематок держали под триста голов, сейчас же нет ни одной.


— Спрос сильно упал, — констатирует Петр Сергеевич, — Когда начинали, цена доходила до 120 рублей за килограмм живого веса, а мясо было по 240. Овец расхватывали, не глядя ни на возраст, ни на вес. А через пару лет цена упала до 80-85 рублей, перекупщики выдвинули целый ряд требований к животным: не старше четырех месяцев, не больше сорока килограммов И как прикажете заниматься животноводством с такой «стабильностью»?
Держать бычков, что называется, на мясо — пока более-менее выгодно: кормёжка и солома для скотины с собственных полей. Сейчас на откорме 50 голов. Технология отработана: бычков покупают в возрасте 6 месяцев и доращивают до 5-6 центнеров. Пастбищ скотина не видит, лугов у хозяйства нет, поэтому откорм идет в закрытом загоне. Подача воды и дробленки автоматизирована, особого присмотра крупнорогатые не требуют.
— Тяжело доставать молодняк, — сетует Петр Сергеевич. — Мы иной раз готовы купить сразу несколько десятков телят, а взять их негде, вот и приходится мотаться по всей области.
Со сбытом пока проблем не было: выручают частные перекупщики, которые покупают у Апаршиных по 4-5 голов и отправляют местную телятинку на столичные рынки.
Словом, промышленным такое животноводство никак не назовешь, все на довольно любительском уровне. Об этом говорят и сами фермеры. Но, считают они, такое уж сейчас время — вкладываться в растениеводство надежнее и перспективнее. А как будет дальше, уже покажет будущее. Быть может, уже через пару-тройку лет местные сельхозпроизводители «раскушают» животноводство и прилавки урюпинских рынков будут завалены недорогой и качественной телятиной от местных животноводов. А пока она доходит только до московских гурманов.
Д. ХОМЮК.

НА СНИМКЕ: сейчас Петр Сергеевич все больше времени проводит в собственном саду; на поле ДТ-75 — старый конь борозды не портит; на откорме у фермеров 50 бычков.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS