16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 15:08, °C,

«На батарее нету снарядов уже, надо быстрее на вираже»

75 лет назад, 25 марта 1945 года, красноармеец Петр Арефьев вместе с боевыми товарищами принял бой, за который был удостоен ордена Красной Звезды. А строчки из песни Владимира Высоцкого написаны словно про подвиг, совершенный фронтовым шофером Арефьевым. О простом труженике войны мы вспомнили вместе с его внуком Александром Десятиркиным, диспетчером Северных межрайонных электросетей.


Отца уже трех на тот момент дочерей, Петра Степановича Арефьева, не проходившего срочной службы, в РККА призвали за день до начала войны — 21 июня 1941 года. Отучился на шоферских курсах. Как и где получил боевое крещение, теперь уже не узнать. Зато известно другое — в 1942-м в Сталинграде подвозил на боевые позиции реактивные снаряды для «катюш». На память о величайшем сражении остались легкое ранение и медаль «За боевые заслуги». Когда вышел из госпиталя, война катилась на запад. И красноармеец Арефьев так и крутил баранку своей полуторки.
В конце мая 1945-го 8-я гвардейская Режицкая ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия имени Героя Советского Союза легендарного генерала Ивана Панфилова вела тяжелейшие бои по ликвидации Курляндского котла — окруженной немецкой группировки. Дивизия попала в кольцо. На помощь гвардейцам командование бросило части 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта, в частности, 1399-й зенитный артиллерийский полк, в котором служил Петр Арефьев. Немцы ожесточенно контратаковали, и зенитчики были вынуждены вести огонь из орудий прямой наводкой, а когда снаряды закончились, отстреливались из автоматов.
«Красноармеец Арефьев, умело маневрируя, выводя машину со снарядами из-под огня противника на расстоянии трехсот метров от неприятеля, доставил боеприпасы на огневую позицию 4-й батареи. При отражении контратак действовал с группой автоматчиков, смелыми и энергичными действиями помогая гвардейцам-панфиловцам вырваться из окружения», — говорится в наградном документе. Выцветшую гимнастерку шофера полуторки украсил орден с пятью красными лучами. А бои по ликвидации котла продолжались и после официальной капитуляции Германии — на некоторых участках до конца мая 1945-го. Бойцам было не до празднования — Петр Арефьев всё возил снаряды на 4-ю батарею своего полка.
Демобилизовался только в 1946-м. Осел в Москве — жил на Нахимовском проспекте, работал оператором в котельной. Внук навсегда запомнил, как его, еще подростка, в начале 70-х дед водил на Красную площадь и в Кремль. Выйдя на пенсию, Петр Степанович переехал в Урюпинск. Был похоронен на городском кладбище. Уже который год у могилы бывшего красноармейца его родные 9 Мая отвинчивают крышку видавшей виды алюминиевой солдатской фляжки и вспоминают своего солдата — одного из миллионов рядовых тружеников войны. Светлая им память!
С. ЗАВОЗИН.
НА СНИМКЕ: красноармеец Петр Арефьев.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS