16+
  • $:93.2918
  • €:99.5609
Чт 25 апреля, 02:08, °C,

«ТОЛЬКО, КАК ЗАГОВОРЕННЫЙ, БЫЛ ПРОВОРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ»

Практически в каждом документальном или художественном фильме о тех далеких событиях можно увидеть его обтекаемый хищный силуэт — боевой вертолет Ми-24 по прозвищу «крокодил» стал настоящим символом афганской войны. На такой винтокрылой машине капитан Олег Менбаев летал 22 года — календарных, а так-то больше, потому что год у вертолетчиков шел за два.

Родился в Алма-Ате. Взяв пример со старшего брата, летчика-истребителя, поступил в 1-е Харьковское Краснознаменное военное авиационно-техническое училище. Отучившись на бортового техника, начал службу лейтенантом в Закавказском военном округе, в городе Цхинвали, в вертолетном полку. Потом довелось послужить и в группе советских войск в Германии. А после в добровольно-приказном порядке, как тогда было принято, Олега Менбаева осенью 1988 года направили в Афганистан.
Местечко Пули-Хумри, долина Килагай — долина Смерти, прозванная так оттого, что в начале века английский корпус в схватках со здешними племенами понес здесь огромные потери. Отдельная вертолетная эскадрилья, двадцать машин. Военно-транспортные Ми-8, доставлявшие боеприпасы, продовольствие и десант, забиравшие раненых с поля боя. А «крокодилы» сопровождали колонны и «восьмерки», поддерживали с воздуха войска. Прикрывая друг друга, летали парами или звеньями — по четыре «вертушки».
Условия для полетов были еще те: из-за жары двигатели перед запуском поливали водой. Пыльные бури были хуже, чем любой туман, а горы, ущелья, перевалы требовали от пилотов особого мастерства. С середины 80-х, когда американцы стали снабжать моджахедов сверхсовременными переносными зенитно-ракетными комплексами «Стингер», ограниченный контингент советских войск в Афганистане стал терять вертолеты один за другим. Экипаж Ми-24 — три человека: командир, летчик-оператор, бортовой техник. «Стингер», реагируя на тепло, попадал в двигатель, вертолет взрывался в воздухе, и погибал весь экипаж. Для его защиты потребовались новые разработки — именно тогда появились, к примеру, тепловые ловушки, отвлекающие ракету от цели. Их тоже можно увидеть в тех же фильмах.
— Вообще Ми-24 — машина живучая, бронированная, хорошо защищенная от стрелкового оружия, даже крупнокалиберного, — вспоминает Олег Акмалович. — Бывало, и с перебитым тросом управления прилетали, и с пробоинами. За ночь ремонтники их заклепают, и снова на задание.
Как поется в одной из песен об афганской войне, «вертолетчики не боги», но ни одна операция без них не обходилась, ведь только они были способны добраться туда, куда не проходил ни танк, ни любая другая техника. Сколько солдатских жизней спасли вертолетчики, прилетая за ранеными и сажая под жестокими обстрелами свои машины в самых немыслимых местах! А сколько раз они переворачивали ход боя, получив запрос о помощи по связи! И тогда на головы моджахедов обрушивался огненный шквал — вооружения на «крокодилах» хватало: пулеметы, пушки, ракеты, бомбы. Мастерство пилотов позволяло попадать птурами даже в узкие горные пещеры, где пытался укрыться противник.
Насколько вертолетчиков ждали и любили наши, настолько же сильно их боялись и ненавидели душманы. За каждую сбитую «вертушку» причиталась немалая премия в долларах США. А вертолетчики никогда не бросали товарищей, ни живых, ни мертвых. И, пока один вертолет барражировал в воздухе, второй приземлялся возле сбитой горящей машины… Труженики войны, «вертушки» испытали и вынесли на себе всю ее тяжесть.
— Иногда летали по десять-двенадцать часов, через несколько часов садясь для заправки, — рассказывает бывший бортовой техник. — На той войне вертолетные подразделения приобрели бесценный боевой опыт — элементы полета, тактика, взаимодействие, это и многое другое отрабатывались именно там.
Капитан Менбаев в Афганистане служил до самого вывода наших войск в феврале 1989-го. На память о войне у капитана остались две медали — «За боевые заслуги» и «От благодарного афганского народа». Во время вывода вертолетчики всё так же прикрывали колонны, в последний раз растянувшиеся по дорогам той войны. В Союзе капитана ждала служба под городом Владимиром. Здесь в 1994-м и уволился в запас, налетав больше двух тысяч часов. В 2006-м переехал в Урюпинск, на родину супруги, и сразу стал своим в местных отделениях «Боевого Братства» и «Союза ветеранов Афганистана». Никогда не отказывается выступить перед школьниками. И поддерживает связь с однокашниками по училищу и сослуживцами — военные знают, что без связи никуда… А им на смену пришли другие пилоты и борттехники, поднимающие под облака новые сильные и мощные винтокрылые машины, среди которых и Ми-35 — модернизированный «крокодил», когда-то бороздивший афганское небо и наводивший ужас на моджахедов.
С. ЗАВОЗИН.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS