16+
  • $:94.3242
  • €:100.2787
Пт 19 апреля, 15:37, °C,

На Ржавских

В ГОСТИ К УЧИТЕЛЮ


«Здравствуйте, учитель Поволокин! Как Вы там, на хуторе, на Ржавском?» — писал в своем «Письме учителю и другу» самобытный наш казачий поэт Андрей Титилин.
— А на самом деле, как там, на Ржавских? — подражая местным казакам, задались этим вопросом и мы, тем более, как сказали хуторяне, дорога туда нынче хорошая. И поехали.
Сразу поясню, что хорошая, по оценке сельских жителей, дорога — это та, по которой можно проехать не забуксовав.  Среди забытых дворов и заброшенных строений приятно удивляли дорожные указатели и знаки пешеходных переходов. Да и проезжая часть, по-хозяйски подсыпанная щебнем, не подвела. На обратном пути навстречу попалось городское такси.
Приютившийся на склонах просторного пойменного уступа между балок, которые местные жители нарекли  разными именами, хутор полностью оправдывал свое название. Рыжий цвет дикой лесной и луговой растительности царствовал в бесснежный день нашего приезда повсюду. Словно останки кита на берегу, справа от дороги местная восьмилетка, выброшенная на обочину житейским штормом. Именно в ней и работал вышеупомянутый Г. И. Поволокин, отдавший педагогической работе 44 года своей жизни.
Надо же, переехав на другую сторону балки и поднявшись к зданию бывшего клуба, повстречали нашего героя. Не поверите, но 89-летний Георгий Иванович вместе с супругой Таисией Васильевной прогуливались по хуторской окраине с лыжными палками. По словам супругов скандинавская ходьба действительно помогает быть в тонусе, да и с двумя палками чувствуешь себя на дороге увереннее.
— Там, выше, в терновнике, ягоды вкусные, пройтись туда — одно удовольствие, — добавил свой аргумент в пользу терренкура мой собеседник. А насчет жизни на Ржавском сказал так: «Раньше не верил, что по тайге без топора трудно пройти, а теперь вижу подобное в собственном хуторе».  
— Плохо. Людей нет, — добавил к вышесказанному позже одногодок опытного педагога Иван Федорович Ливенцев, оказавшийся не по годам крепким и моложавым.
В короткой беседе пенсионеры поведали, что сегодня в хуторе не наберется и сотни человек, улица в сторону бывшего колхозного сада — ни одного двора, более-менее держатся люди в хуторском районе, именуемом здесь Климата. В Ржавском нет никаких социальных объектов, но в той части хутора, где живут наши знакомые, действует водопровод. Те, кто сумел осилить газификацию домов, пользуются голубым топливом. Сотовая связь берет в основном на бугре.
На местную власть жалоб нет,  здесь ценят то, что зимой дорогу расчищают от снега. С благодарностью жители отзываются и о частном предпринимателе из х. Горского Н. В. Косенковой, которая дважды в неделю привозит им продукты и товары первой необходимости.
Люди, как и везде, приспосабливаются как могут. Одни работают в Урюпинске, другие ездят на заработки в чужие города и веси, некоторым повезло устроиться в соседнем сельхозпредприятии. Чете  наших пожилых педагогов дети прикупили жилье в Урюпинске, но, продержавшись в городе года три, Георгий Иванович  настоял на возвращении в Ржавский.  На прогулке он смотрелся далеко «не педагогично». В треухе и ватнике, просторных галошах. Может, поэтому они с супругой не захотели сфотографироваться. Вот такая «педагогическая поэма».  
БЕСКОНЕЧНЫЙ ТРУД
Как любил повторять один из знакомых селян: «Жить тяжело, но жить надо!» Одним из тех,  к кому можно применить этот принцип,  является Роман Васильев. Уроженец этих мест, он в пору модного расставания с селом уехал в Ленинградскую область, но в лихие девяностые там воцарились неуправляемый хаос и криминал и родные места показались раем. Сюда и вернулся вместе с супругой Нелей.
Живут в добротном доме бабушки Пелагеи Устиновны, жилью без малого сорок лет. Во дворе «плюшевые» яблони, высаженные еще дедом Романа, участником битвы на Курской дуге и штурма Кенигсберга Владимиром Ивановичем Алексеевым. «Плюшевые» потому, что от старости ветви покрылись зеленоватым плотным мхом. Несколько  яблонь старых сортов хозяин двора уже омолодил обрезкой, до других не доходят руки. Во дворе и дедовский колодец с древним журавлем. Оттуда электронасос подает воду в дом и на хозяйственные нужды.
Роману, можно сказать, повезло. Он имеет постоянный заработок: заведует в соседнем хуторе Бесплемяновском сельским клубом. На его скромную зарплату и живут с супругой.
В настоящее время семья, что называется, тянет учебу сына Виталия. Он постигает в Воронеже специальность «Экономическая  безопасность». Бюджетных мест в вузе нет, и, чтобы оплачивать учебу сына, родители ведут личное хозяйство — пара коров, бычок, мелкая живность. Главная сложность  тут — заготовка сена.  Роман крутится как может. Он сам сконструировал элементарные грабли и пресс для сена, в хозяйстве есть свой грузовичок, мотоблок. Труд на подворье, в саду и огороде является бесконечным, но именно такие вот семьи удерживают на плаву наши хутора.
Н. ЗАБЛОЦКИХ.
Фото автора.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS