16+
  • $:94.0922
  • €:100.5316
Сб 20 апреля, 01:13, °C,

К науке нет широкой столбовой дороги

Валентина Локтионова живет в Урюпинске, но родилась в х. Сурочем (между нынешними Соинкой и Искрой). Было это 93 года назад. Историю о ее жизни и невероятной тяге к знаниям нам рассказали сотрудники центра социального обслуживания населения, и она настолько нас тронула, что мы решили посвятить Валентине Яковлевне отдельную публикацию.


Ее мать с отцом воспитывали шестерых детей, Валя была старшей. На тот момент в хуторе было 50 дворов и школа на 4 класса. О том, что можно ехать куда-то учиться, местная детвора и подумать не могла, но эта девочка рассуждала иначе. В школу в соседней Искре весной и осенью она ходила пешком, а зимой жила там на квартире.
— Родители у меня были люди неглупые, — делится Валентина Яковлевна. — Отец даже один класс в школе не закончил, но был председателем ревизионной комиссии в колхозе. Мама всегда говорила нам, что нужно обязательно учиться, чтобы хоть наедаться вдоволь.
И дочь к словам мамы прислушивалась. После окончания школы поступила в педучилище в Урюпинске. Сама научилась шить. Вспоминает, как в 1937-м году был хороший урожай и хлеба дали по 7 кг за трудодень. В семье решили сдать излишки хлеба и купить швейную машинку. Сначала Валентина шила по интуиции, так, как ей казалось, будет правильным, а уже в студенческие годы брала уроки шитья у опытной портнихи. Та и научила ее пальто зимние шить и куртки, вообщем, обшивала всю семью.
Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы не началась война. Об этом известии она вспоминает так:
— Я заканчивала первый курс училища, когда приехал мой брат на лошади из колхоза в город за цыплятами. Пока поделал все дела, настал вечер, и мы решили назад ехать вместе. В Сурочий добрались рано утром. Лето, люди коров гонят на пастбище, роса на траве блестит, а нам говорят, что на страну напали немцы.
Через два дня началась мобилизация, мужчин забрали на фронт, а семнадцатилетняя Валентина пошла работать в колхоз, зимой ее отправили на курсы трактористов.
— Когда весной начали пахать и сеять, меня взяли учетчицей от МТС, — продолжает она. — Работать было не просто, я и сеялки сама устанавливала вместо агронома, рассчитывала, чтобы на гектар шел 1 центнер 20 кг зерна. Но зато мне засчитывалось по 2 трудодня, выдавали больше продовольствия. Благодаря своим знаниям я кормила всю семью, ведь у окружающих образование было в лучшем случае 4 класса.
Так она работала несколько лет, а в декабре 1944 года решила поступать на курсы учителей в Новохоперске.
— Мать меня повезла за 60 км от дома. Снега было по пузо, лошади идти не хотели, мы шли за возом пешком. В Новохоперске попросились на ночевку у какой-то тетки, у нее было своих две девочки, хату топить нечем было — холодно, сыро.  А у меня ни постелить, ни надеть нечего, война ведь была.
На фоне девчонок, которые поступали после
8-го или 9-го класса, Валентина сильно выделялась, она уже имела за плечами начальное педагогическое образование и жизненный опыт. Училась очень хорошо.
— День окончания войны я тоже отлично помню. В доме, где я жила, не было палисадника, окна выходили сразу на улицу. На рассвете нам кто-то постучал в окно с криком: «Победа!» Мы выбежали на улицу. Вокруг цвела сирень, ночью прошел дождь, солнышко ярко светило.
Жизнь продолжалась. После курсов Валентина Яковлевна работала сначала в Воронежской области, потом вернулась в родной хутор, затем учила детей в Верхнесоинской школе. Сама заочно получила высшее образование, учителем проработала 35 лет.
— Я вела и пение, и физкультуру, и русский язык, и ботанику, и геометрию, — делится педагог. — И все мои братья и сестры смогли получить образование, многого добиться в жизни. Один брат занимал должность старшего инженера в Москве, другой был летчиком, третий — учителем. Ни одной такой семьи в нашем хуторе не было. Я своей внучке рассказываю, как мы жили в голоде и холоде, спали на полу на соломе, как не было ни одежды, ни обуви, нитки с иголкой не было, чтоб залатать что-то, но к знаниям стремились.
Дочь Валентины Яковлевны пошла по стопам матери, тоже всю свою жизнь посвятила обучению детей в школе. В конце разговора наша собеседница попросила передать через газету большой привет в Верхнесоинское сельское поселение Лидии Ефимовне Юдаковой и Николаю Степановичу Курочкину. Мы не смогли ей отказать.
М. РЯБЦЕВА.
Фото автора.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS