16+
  • $:74.4373
  • €:90.3743
Вт 02 марта, 06:10, -3°C, облачно

Карантинные маршруты

Жители города пожаловались в редакцию на проблемы с городскими маршрутками. Говорят, в утренние часы сложно уехать на семерке, курсирующей от «Юбилейного» до «зоны», есть проблемы с единичкой, 65-м и 56-м маршрутами. Да и с другими направлениями ненамного лучше. «Ездят как хотят», — так можно описать проблему одной фразой. В ней разбирался наш корреспондент.


В городской администрации подтвердили, что ситуация с общественным транспортом в городе непростая, но за разъяснениями посоветовали обратиться к самим перевозчикам. Их, по нашим данным, в Урюпинске трое. Индивидуальный предприниматель Владимир Шаляпин, обслуживающий большую часть городских маршрутов, во всем винит коронавирус и связанные с ним ограничения:
— Пассажиропоток упал процентов на сорок, выручка, соответственно, тоже. Пенсионерам сказали сидеть дома, вот они и сидят, боятся лишний раз выйти в город. А это — чуть ли не большая часть наших клиентов. Раньше, 65-я и 56-я маршрутки (они идут до ЦРБ) перевозили за день 200 человек, сейчас — вполовину меньше, ежедневный убыток — полторы тысячи рублей. В выходные вообще все мои маршруты уходят в минус.
По словам предпринимателя, в этом году, несмотря на сложную ситуацию, взяли в кредит две новые «Газели» (свежие машины, кстати, — одно из условий получения свидетельства на осуществление пассажирских перевозок). Но увеличить количество транспорта на маршрутах пока возможности нет: не хватает средств. Поэтому не у всех получается по утрам уехать вовремя — в эти часы, говоря языком экономистов, спрос превышает предложение. А в остальное время маршрутки могут ездить полупустыми, что невыгодно. Бюджетных дотаций, говорит Владимир Шаляпин, он не получает.
Позиция предпринимателя понятна: работать на грани убыточности никому не хочется. Ну а людям-то что делать? Тем, у кого нет личного транспорта или кому просто удобнее пользоваться общественным. В крупных городах вместо автобусов можно добраться на трамвае или троллейбусе. У нас же на выручку людям приходит только такси. Но его и вызвать сложнее, и цена выше — разовая поездка из поселка в центр города обойдется примерно в сто рублей. Если ездить на работу и обратно, за день набежит две сотни. Неслабый удар по зарплате. Но при дефиците маршруток у людей просто не остается иного выхода. Есть еще, правда, полулегальные «бомбилы», которые катают граждан по цене официальных перевозчиков. Закрывают, так сказать, неудовлетворенную потребность в транспорте.
По закону, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок выдается минимум на пять лет по итогам открытого конкурса. Но перевозчик может в одностороннем порядке заявить о прекращении действия этого свидетельства и через 90 дней после уведомления об этом заказчика (в лице муниципальных властей, например) просто не выйти на маршрут. Сослаться можно на убыточность или, как сейчас это часто делают, на пандемию коронавируса. В таких случаях муниципалитет объявит новый конкурс. Но, хотя и говорят, что свято место пусто не бывает, это еще не гарантия того, что кто-то захочет в нем поучаствовать. «С чего вдруг кому-то захочется становиться на невыгодный маршрут?» — вопрошает Владимир Шаляпин. В ПАТП «Урюпинское» говорят, что готовы будут выйти на маршруты только при условии бюджетных дотаций, в убыток работать тоже не будут.
Некоторые видят выход в повышении цен на проезд — перевозчики вольны сами его устанавливать. Но это, говорят сами предприниматели, материя тонкая: можно и вовсе остаться без клиентов, которые окончательно перейдут на такси. Ведь там платишь не за место, а за поездку, независимо от количества пассажиров. Впрочем, думается, что в итоге городские перевозчики именно так и поступят. Есть у нас такая традиция — перекрывать выпадающие доходы за счет граждан.
— Вся надежда на вакцинацию и окончание пандемии, — говорит городской перевозчик, — Тогда, наверное, и пассажиропоток постепенно восстановится, и ограничения снимут.
А пока, похоже, урюпинцам придется продолжать биться за свое место в маршрутке, ругать перевозчиков и надеяться на лучшее. Может, что-то и изменится к лучшему. Мы будем следить за ситуацией.
Д. ХОМЮК.
НА СНИМКЕ: так выглядит утренняя очередь на семерку (фото Л. Филипповой).

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS