16+
  • $:94.0922
  • €:100.5316
Сб 20 апреля, 09:27, °C,

На просторах Салтыни

Хутор Салтынский, административный центр самого северного сельского поселения в Урюпинском районе, встретил нас утренним безлюдьем. Из социальных объектов работала только администрация.


ДЕЛУ ВРЕМЯ

Глава поселения показывает новый спорткомплекс.

Людмила Колотилина, глава Салтынского сельского поселения, рассказала, что численность населения за последние десять лет сократилась на 10 процентов, что неплохо в сравнении с другими поселениями. Из 1907 человек почти половина пенсионеры или люди предпенсионного возраста. Почти все трудоспособные хуторяне работают — кто в сельхозпредприятиях, кто в урюпинских учреждениях или на вахте в Москве.
— Нас все устраивает, кроме дороги, которая связывает хутора Бугровский и Салтынский, — рассказала Юлия Барышева, которая пришла на прием к главе.
Юлия ездит на работу в соседний хутор, но во время бездорожья вынуждена уходить в отпуск. Это повторяется из года в год. Бугровский граничит с Новохоперским районом, по хуторской грейдерной дороге проезжают большегрузы воронежского лесничества и транспорт Бубновской газокомпрессорной подстанции (у ЛПУМГ тут находится распределительный шкаф).
— Бубновцы наводят порядок возле своей точки, а дорожное месиво так и остается нетронутым. Воронежцы пару раз ровняли грейдер, но вскоре сами же и разбивали, — поясняет причину дорожных проблем Людмила Владимировна. — В прошлом году из районного бюджета нам выделили 300 тысяч рублей, мы дорогу расчистили, засыпали строительным околом, утрамбовали. Результат продержался ровно три месяца.
Мы осмотрели злополучную дорогу: сейчас проблем с передвижением нет, земля промерзла, но, как снег подтает, полотно «поплывет», и тогда хуторянам не помогут даже автобусы. А тут их два — рейсовый ходит в Салтынский дважды в неделю, а школьный ежедневно.
ШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА
Звонок на урок звучит в 9.00. К этому времени водитель должен доставить учеников из хуторов. В 7.10 автобус забирает детей из Бугровского, подвозит к школе и отправляется в Фирсовский. А юные бугровцы полтора часа ожидают начала первого урока. Кто-то успевает вздремнуть на скамейках, кто-то поиграть в длинных коридорах, иные повторяют домашние задания.
Доставив детей из Фирсовского, автобус направляется в Моховской. Заворачивает в Первомайский, чтобы подобрать несколько учеников. В Глинковском детей нет. За утреннюю доставку школьников приходится накатывать 60 километров, столько же — вечером.
Здание Салтынской школы 1989 года постройки впечатляет. Два этажа, рассчитанные на 357 учеников. Советские архитекторы проектировали ее с прицелом на демографический рост, а получилось иначе — сегодня в классных журналах числится
110 человек.
— Большую часть составляют ученики средних классов. Выпускников в этом году было девять человек, все поступили в хорошие учебные заведения, — рассказывает Ольга Рябышева, заместитель директора. — Именитыми выпускниками мы гордимся и считаем их почетными земляками Салтынского поселения. Например, Александр Скабелин работает в комитете образования и науки Волгоградской области, Людмила Пекова — солистка хора имени Пятницкого, Наталия Болотникова — сотрудник кафедры общественных наук в Волгоградской академии последипломного образования. А наш земляк Михаил Кочкин работал в Московском управлении по борьбе с организованной преступностью и даже в Администрации Президента.
Пока мы рассматривали уникальные экспонаты школьного музея, зазвонил телефон. После трехсекундного вызова связь исчезла.
НЕДОСТУПНЫЕ ДЛЯ РАДАРОВ
— А у вас не получится, секретную точку нужно знать, — улыбнулась Ольга Юрьевна и повела меня на второй этаж.
Поймать сотовую связь можно у одного из окон. Если повернуться к раме спиной, сигнал исчезает. Вправо-влево тоже мертвая зона.
— Отсутствие связи — это вторая проблема. Стационарные телефоны установлены только в трети жилых домов. Для мобильников активные места на пригорке близ администрации, возле ДК и почты. В малых хуторах связи нет вообще, — рассказывает глава. — В 2014 году в области обещали поставить вышку, но тут нагрянула Олимпиада, потом — бюджетный дефицит и пандемия.
Работников администрации спасает высотная мачта, которую установили на крыше Дома культуры. Но чиновникам пришлось отключить роуминг, потому что высокочастотная вышка, установленная в Новохоперске, перехватывает слабенький сигнал салтынцев и переключает их телефоны на другого оператора.
Мы тоже стали свидетелями столь необычного явления: пока находились в кабинете, на телефон пришло сообщение «Приятного путешествия по Воронежской области!». При переходе в актовый зал мы оказались в Волгоградской области — «Приветствуем, вы дома!».
В ноябре приезжали представители одного из провайдеров, отмежевали участок, обещали приступить к возведению вышки.
О ХОРОШЕМ

Татьяна Федорина купила такой домик за материнский капитал.

Улицы здесь широкие. Дома — от избушек до богатых коттеджей. Стоимость жилья с газом от 150 тысяч до полутора миллионов. Встречаются и сказочные домики, выкрашенные в пестрые цвета. Татьяна Федорина купила компактный финский домик за материнский капитал.
Ближе к обеду жители потянулись на почту, в магазин. Универсам в двухкомнатном домике на пятидесяти квадратных метрах. Здесь, как в Греции, есть все: от заколок до похоронных венков.


— Пришла мишуру купить, на большее денег не хватает. Сорок лет отработала заведующей пекарней, а пенсию заработала в 11 тысяч рублей! — сетует пенсионерка Галина Михайловна Сомова. — Магазин хороший. Чего нет в продаже, можно заказать, в долг дают.
Нам же показалось, что цены на товары выше, чем в городе. Оно и понятно, единственный магазин на две тысячи человек. Правда на днях хуторская монополия пошатнулась: открылась еще одна точка. 33-летний хуторянин Алексей Бурдин решил заняться бизнесом.

Несколько лет ездил на вахту, с женой экономили деньги и вложили их в товар.
— А мне ФАПа не хватает! Спасибо сотрудниками администрации, по заказу лекарства привозят, — говорит пенсионерка Любовь Алексеевна Янина.
Глава пояснила: ФАП-то есть, но фельдшер который раз уходит в декретный отпуск, а другие на временное место не идут.
— Кафешки не хватает, места для отдыха молодежи по вечерам, — добавила хуторянка Галина Муравьева, с которой мы познакомились на улице. — А так и асфальт, и газ, и свет есть.
Из 258 дворов газ проведен в 152, другие хутора тоже подключены к газопроводу. В этом году загорелись фонари на основных улицах — Школьной и Центральной. В центре Салтынского возведен спортивный комплекс. На его установку пошли деньги из областного бюджета. Сюда же добавлены средства президентского гранта — 450 тысяч и 100 тысяч денег поселения. Детвора до морозов уже опробовала новые тренажеры, а спортивные хуторяне осваивают беговые дорожки.
— Есть два ДК — в Первомайском, и в Салтынском. Концерты проводить нельзя, но мы все же решили детей с Новым годом поздравить. Администрация кульки закупила, а мы будем разносить их по домам! — сказала Елена Юшкина, директор Салтынского ДК.
Дом культуры здесь монументальный — достойное наследие советской эпохи. Солисты местного ансамбля при нас учили новые песни, а культработники чинили новогодние костюмы. В здании было прохладно, потому что отопление в пустых залах включать невыгодно. После репетиций мы пили горячий чай с деревенским молоком и самодельными чебуреками.
Когда уезжали, на душе было радостно. То ли от первого снега, то ли от предвкушения новогоднего праздника. И только по приезде домой стало понятно: мы получили много позитива от салтынцев.
Л. ФИЛИППОВА.

НА СНИМКАХ:

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS