16+
  • $:94.0922
  • €:100.5316
Пт 19 апреля, 21:39, °C,

Хутор Ржавский и его жители

В окружении живописных меловых холмов на правом берегу Хопра расположился хуторок с необычным названием Ржавский. Территориально он прикреплен к Добринскому сельскому поселению. До администрации отсюда можно добраться за десять минут, а за двадцать — доехать до Урюпинска. Получается, что крохотный хуторок под боком у города, но о нем мало кто знает. Мы решили отправиться туда, чтобы посмотреть, как живут наши земляки.


ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Когда точно он появился — неизвестно. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 года, список которой хранится в Донской государственной публичной библиотеке, в хуторе Ржавском на тот момент проживало 628 человек, 85 из них умели писать и читать — все мужчины и только три женщины.
Откуда пошло название хутора, никто не знает. Местные предполагают, что от названия ручья в глубоком овраге, воды которого меняли цвет в зависимости от времени года. Летом тот ручей багровел.
— Молодежь эти водные метаморфозы не помнит, а наше поколение застало. С наступлением жары вода становилась «ржавой», так как русло ручья выложено песчаными отложениями с содержанием железа. По этой причине наши предки нарекли ручей Ржавцем, а хутор Ржавским. Пойма вдоль ручья постепенно застраивалась домами, — поведала нам Татьяна Сиротина, которая четверть века преподавала географию в местной школе. — Еще двадцать лет назад ручей протекал в ста метрах от школы и детвора на переменках бегала туда кораблики сплавлять. В 2013 году нашу школу закрыли — такое было влияние демографического провала девяностых.
На месте легендарного ручья вместо воды мы увидели дикую поросль вокруг сточных труб, которые появились здесь сравнительно недавно. Вместо течения поблескивала мутная лужица.


— Раньше Ржавец наполнялся водой из балок и превращался в бурный поток, неся воды в пойменный луг. Бывало, подтапливал близлежащие дворы. Таких разливов нет уже лет пятнадцать. Вот такие совпадения: ушла вода, началось вымирание хутора, — пожимала плечами Татьяна Александровна.
ДО ЧЕГО ДОШЕЛ
ПРОГРЕСС
Сегодня из 115 домовладений более семидесяти брошены. Прописано более 120 человек, но проживает на ПМЖ около шестидесяти. Десяток несовершеннолетних, 28 трудоспособных граждан, остальные — пенсионеры. Пенсию приносит почтальон из Бесплемяновского отделения, банковские карты здешние пенсионеры недолюбливают. С работой не густо. Клуб под замком, магазин в развалинах. Несколько учителей ездят на работу в Добринский лицей, одна хуторянка трудится в Бесплемяновском ФАПе, трое ездят на работу в Урюпинск и столько же — в Москву. Те, кому повезло, устроились к местным инвесторам, которые обрабатывают паевые земли. Предпринимателей В. Миронова,
В. Попова и Р. Алыева хуторяне боготворят. Нам рассказывали, что бизнесмены денежкой помогают, вспашкой огорода, перевозкой сена, дороги зимой чистят. На ферме Алыева можно молоко, сметану, творог купить. Цены ниже магазинных — например, три литра молока из-под коровы стоят 60 рублей. Мы тоже хотели прикупить натуральную продукцию и заодно посмотреть фермерство на окраине Ржавского, да не получилось: свора собак и натянутый электропастух не позволили ступить на частную территорию.
Позвонить хозяевам было невозможно, потому что сотовой связи здесь нет вообще. Для того чтобы она проявилась, нужно иметь дом на возвышенности или залезть на крышу. На помощь хуторянам приходит вотсап — интернет-приложение в этой местности работает бе­зупречно. Поэтому смартфоны здесь есть даже у стариков.
Это средство связи помогает поделиться новостями или сделать заказ на продукты. По средам и субботам сюда приезжает товарная лавка, снабжает хуторян предприниматель из
х. Горского. Однако большинство закупаются в Урюпинске или в бесплемяновском магазине, что в километре от Ржавского.
Из развлечений — рыбалка, Интернет и наша «Урюпинка». По словам хуторян, они в курсе всего, что происходит в районе: прочитав печатную версию газеты, рассматривают её в цветном формате на нашем сайте. И это не самореклама с нашей стороны, это факт. Горожанам не понять будни без студий, кружков, концертов и прогулок в скверах. Концерты и развлекательные передачи ржавцы видят только по телевизору и в ютубе, в бесплемяновский клуб людей приглашают на большие праздники.
Водопровод здесь роскошь — всего три дома имеют воду в доме, туалет и ванну. Зато есть самое ценное, что греет душу, — природный газ. Он здесь почти в каждом доме. И лишь несколько семей отапливаются дровами. Быть может, для хозяев это проблема, но нам печной жар, потрескивание дров и забытый запах из трубы напомнили счастливые детские годы.
Названия улиц в Ржавском особенные. Две из них современные — Школьная и Садовая, а две другие носят забавные названия — Климата (с ударением на последнюю гласную) и Сорочий край.
— В начале нулевых был сформирован реестр, в котором были закреплены названия. Жители изъявили желание оставить старинные наименования своих улиц. Что означает «Климата» никто не знает, а вот расположение домов в другой части хутора напоминало хвост сороки. Сорочий хвост в перестройку изменили на более благозвучный Сорочий край, — поясняет сотрудник нового бесплемяновского музея Татьяна Суркова.
Люди в Ржавском нам понравились. Открытые, добродушные, но очень стеснительные. Поболтать о жизни согласны все, а фотографироваться отказываются. Иногда приходилось упрашивать и обещать в подарок фото с загрузкой на личной страничке в Интернете. Кстати, соцсети для многих ржавцев — отдушина и связь с внешним миром. Сюда хуторяне выкладывают семейные фото и рукодельные творения.
ПРЕМУДРАЯ ТАТЬЯНА
Так отзываются хуторяне о Татьяне Сиротиной, с которой мы познакомились случайно, — ее ярко-салатовый дом сразу привлёк наше внимание. Хозяйка оказалась такой же креативной: из любого лоскутка может поделку сделать, вышивает картины и коллекционирует отрывные календари. В ее коллекции не менее тридцати штук.
— Знаете, почему старшее поколение было в курсе событий каждый день? Потому что утро начиналось с оторванного листочка, на котором умещалась самая полезная информация. Так советский человек день за днем самообразовывался и развивал память, — объяснила свое увлечение Татьяна Александровна.
До пенсии она работала учителем и специалистом в сельской администрации.
ТАМАРА ЗОЛОТАЯ РУЧКА
Тамару Аникину земляки уважают за золотые руки — она за пару дней может связать изумительной красоты пуховые вещи. Здесь в каждом дворе женщины вяжут, но за узорчатыми перчатками идут к Тамаре. Часто изделия дарит, иногда продает — по 250 рублей за пару.
— Увидела однажды в журнале необыкновенные варежки и носки. Связала себе, потом — родным, а молва по хутору пошла о модных изделиях, украшенных узорами, вязаными цветочками и стразами, — рассказывает наша собеседница.
Своих коз пришлось перевести в прошлом году: колготно с ними. Но в ее закромах еще пятнадцать килограммов пуха осталось. На пару перчаток уходит 30 граммов, так что запасов хватит надолго.
ПОСЛЕДНИЙ ГУРТ


На базу у 44-летней Анны Сбойчаковой гуляют более сорока коз и овец. Эта женщина единственная, кто держит этих животных. Остальные жители перевели.
— Коз тяжело содержать, а у меня выхода нет — одна двоих детей поднимаю. Какая­то копейка от продажи пуха и козлятины в карман упадет, — рассказывает хозяйка, показывая свои владения.
По двору, огражденному плетнями, мирно расхаживали пушистые создания с именами героев из сериала «Сваты». Валух Митяй оказался самым своенравным, Иван Степанович все время норовил кого-то поддеть, а кокетливая коза Люся все время ластилась и блеяла, провожая нас до калитки.
СЫР ОТ СОФИИ


Впрочем, есть еще одни козоводы семья Гугнивенко. У них двенадцать голов дойных коз. Весь надой идет на сыр.
— Из десяти литров молока на выходе получается полтора кило сыра. Продукт варю по традиционным рецептам, иногда экспериментируя со специями, — рассказывает пятидесятилетняя София.
Сыр консервируют в банках — как помидоры или огурцы. По словам хозяйки, заготовка сохраняется до весны. Мы тоже оценили вкус продукта, который в городском магазине не купишь.
* * *
Говорят, что агрессивными и капризными бывают люди, избалованные цивилизацией. И это правда! Проведя день рядом со ржавцами, мы не услышали негатива, жалоб или ругани. Не увидели пьяниц и дебоширов. Все жители, как под копирку, даже слышать не хотели о переезде в город.
Л. ФИЛИППОВА.

НА СНИМКЕ: Ржавский сегодня; в гостях у Татьяны Сиротиной; последний гурт Анны Сбойчаковой; София Гугнивенко занимается консервированием козьего сыра.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS