16+
  • $:92.5058
  • €:98.9118
Пт 26 апреля, 02:03, °C,

Роковые кости

В мае 2017 года при строительстве дома житель хутора Попова Иван Московкин обнаружил останки и, как подобает в таких случаях, вызвал правоохранителей. Знал бы он тогда, к чему это приведет. О злоключениях хуторянина наша газета писала совсем недавно. Поводом рассказать подробности этой любопытной истории стал долгожданный приезд волгоградских археологов.


За три с лишним года кто только к Ивану не приезжал: и историки, и археологи, и журналисты центральных телеканалов. Найти его дом оказалось несложно — случайный прохожий сразу же показал, где живет поповский «копатель». Поднимаюсь по бетонным ступенькам к месту раскопок, стройка до сих пор простаивает.
— Буквально на штык лопату воткнул, показались какие-то кости, я поначалу подумал, что это животное, — рассказывает Иван Московкин о начале своей стройки. — Присмотрелся, а кости-то человеческие: череп, ребра, ключица... Там же были осколки керамики. Сразу вызвал полицию.
Оказалось, что обнаруженные останки не криминальные, а директор районного историко-краеведческого музея Андрей Ломкин предположил, что найденный Московкиным грунтовый могильник принадлежит к сарматской культуре. Для Урюпинского района ­— чуть ли не находка века, хотя хутор ранее обследовали и в градостроительном плане земельного участка Московкиных четко написано, что «памятников истории и культуры, объектов культурного наследия» на нем нет. Но, оказывается, и здесь когда-то жили и умирали «неразумные хазары». Так полтора десятка соток земли превратились в «одиночный курган «Садовый» — в честь улицы, на которой он расположен.
Невольному археологу посоветовали обратиться в областной комитет государственной охраны объектов культурного наследия. Там историко-культурную ценность раскопанного подтвердили, но финансировать дальнейшие археологические изыскания предложили самому Ивану. Сослались на законодательство об объектах культурного наследия и насчитали аж 250 тысяч рублей. Хуторянин за землю в четыре раза меньше отдал. Дальше строить археологи запретили, а обязанность «обеспечить физическую сохранность объекта архитектурного наследия» переложили на плечи самого Ивана. Спасение археологических памятников истории в зонах строительства за счет собственников земельных участков — практика довольно распространенная. Законодательство в этом случае на стороне археологов. Но обычно в роли «спасателей» оказываются крупные организации, вроде Газпрома, которым проще за свой счет нанять профессиональных копателей, чем замораживать проект и терять еще большие деньги. У Ивана же, простого электрика, работающего вахтой в Москве, средств на специалистов не нашлось. Он прикрыл сарматские захоронения пленкой, перебрался на житье в летнюю кухню и начал переписку с инстанциями.


— Семьсот писем написал за это время, — хуторянин показывает несколько толстых папок с бумагами. — Почти везде меня отфутболили.
Суть ответов была примерно следующая: хочешь строить дальше, ищи деньги на археологов. А раз нет денег, то изволь сохранять все до поры до времени, иначе наживешь себе еще больше проблем. Платить Московкины отказались: им дом строить надо, а не раскопки финансировать. Нанятый адвокат тоже сильно не помог — для местных юристов случай Ивана вообще беспрецедентный. Пришлось самому влезать в дебри отечественного законодательства.
— Я поступил по закону: сообщил о находке в компетентные органы, — рассуждает Иван. — Если это представляет какую-то научную или культурную ценность, пожалуйста, приезжайте забирайте. Почему же я должен за это платить?
Его история привлекла внимание СМИ. То ли это возымело действие, то ли еще что-то, но в сентябре этого года дело сдвинулось с мертвой точки. Неделю на участке Ивана Московкина работала группа волгоградских археологов. Копали бесплатно, исключительно из научного интереса. Кроме костей нашли остатки керамической посуды и так называемую погребальную пищу.


— Обнаружены три погребения салтово-маяцкой археологической культуры — это примерно VIII-X век нашей эры, — говорит руководитель археологов, старший преподаватель кафедры сервиса и туризма Волгоградского госуниверситета Яков Кияшко. — Найденные объекты отражают погребальный обряд населения Хазарского каганата, они редкие и представляют научную ценность.

После извлечения ценных костей и черепков, говорят археологи, Ивану Московкину должны разрешить продолжить строительство. Сам он утверждает, что рад тому, что его история, кажется, разрешилась. Жаль только упущенного времени: мог бы уже давно жить в собственном доме, а вынужден ютиться в наспех построенной летней кухне. Впрочем, по весне он намерен продолжить свой долгострой. Главное, чтобы не попались какие-нибудь новые кости.
Д. ХОМЮК.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS