16+
  • $:93.2519
  • €:99.3648
Ср 24 апреля, 15:23, °C,

Как живешь, хутор Подсосенский?

Мы продолжаем рассказывать о небольших хуторах Урюпинского района. Очередной очерк посвящен Подсосенскому, в котором сегодня проживает шесть пенсионеров.


ПРО БЫЛОЕ
— До исконного Подсосенского вы не доехали. Сорок лет назад путь к нему шел через хутора Макаровский, Морозовский, Вилтовский, Налет, а уже в нескольких верстах за ними, в сосновой балке, и находился Подсосенский. В восьмидесятых годах эти хутора объединили, сохранив название самого крупного, — уточнил глава Россошинского сельского поселения Сергей Хвостиков. — По рассказам старожилов, в тридцатых годах там поселили раскулаченных казаков. Позже в здешних местах создали колхоз «Красный треугольник», позднее ставший «Красным путиловцем».
Впрочем, документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Зато в Википедии есть информация о жителях — в 1915 году в Подсосенском проживали 162 мужчины и 156 женщин.
80-е годы прошлого столетия старики называют самыми благодатными. В хуторе построили несколько зернохранилищ. Люди работали на ферме и в полях, на птичнике посменно трудилось около десятка женщин.
В объединенном хуторе было тогда две школы. Первая стояла на въезде, а другая — на отшибе. Чтобы регулировать наполняемость классов, один год первоклашек направляли в ближнюю школу, а на следующий — в дальнюю. Это сегодня детей определяют в учебное заведение с учетом прописки. В те годы часто было так: дети жили рядом с большой школой, а ходить приходилось за три километра в другую. И наоборот. И никакие уговоры родителей не могли разрушить установленный порядок.
В хуторе уцелело лишь кирпичное школьное здание на въезде, «коробка» медпункта, заколоченный колхозный магазин. С тех пор людям приходится ходить за продуктами по грейдерной дороге в Россошку — это около шести километров в одну сторону, а в период бездорожья обходиться запасами картошки и закруткой в банках. Из развлечений — посиделки на лавочке, беседы с соседями по сотовому. Пешком не дойти пожилому человеку, ведь протяженность улицы в Подсосенском почти два с половиной километра.
А раньше хуторяне после работы тянулись в клуб. О былой культуре напоминают зрительские кресла, окно кинооператора да часть сцены. Кто знает, что хранит найденный нами моток магнитофонной ленты? Быть может, мелодию Мендельсона, под которую в зале кружились молодожены и влюбленные пары?
В крохотном зале и партсобрания проводили, и дискотеки устраивали. Сейчас в бывшей библиотеке разбросаны груды книг и журналов с синим штампом «Подсосенская сельская библиотека». «Тарханская пора» 1963 года издания и несколько журналов «Молодежная эстрада» 1987 года перекочевали на мою домашнюю полку. А сколько литературного добра еще осталось! За десять лет забвения очаг сельского досуга утонул в кленовых зарослях. Ходить сюда некому.
Сегодня адресные аншлаги только на сорока девяти домах. Ближний принадлежит семье из Урюпинска, которая сюда наведывается, чтобы скотину вырастить да урожай с огорода снять. Неподалеку от них проживают еще одни пожилые супруги с рыжей лайкой, которая нас даже к порогу не подпустила. Мы же напросились в гости к пенсионеру Владимиру Сипакову, а потом — и к доброй бабушке Наде.
КОЛОРИТНЫЙ МУЖЧИНА


Таких, как Владимир Федорович, снимали в роли председателей колхоза. Этот колоритный мужчина на самом деле занимал должность начальника отделения в колхозе «Красный треугольник».
— Я настолько привык к деревенской жизни, что в город меня не затянешь. Хотя возможность для переезда есть: в Урюпинске живут дети и престарелая мама. Но там пыль и суета, а здесь тишина и благодать, — сказал Владимир, показывая свои владения.
Дом у него добротный — четыре комнаты, кухня и даже ванная. Владимир поставил ее сорок лет назад в надежде на то, что в Подсосенском когда-нибудь появятся канализация и газ. Но исчезла с карты Страна Советов, поменялся политический строй, а за водой до сих пор приходится ездить к роднику, который бьёт в двух километрах от его дома. Как и полвека назад, красные баллоны Владимир заправляет на газовой станции в Урюпинске. В межсезонье горючего хватает на полгода, а в сезон заготовок — всего лишь на месяц.
После смерти любимой жены Владимир Федорович научился хозяйским премудростям — умело закатывает в банки фрукты, овощи со своего огорода, свойскую утиную тушенку.
— В этом году из сотни голов восемьдесят пять осталось. Остальных лиса перетаскала да какой-то неизвестный «чупакабра». Механизаторы говорят, что в наших краях шакалы завелись, воют по ночам, — рассказывает пенсионер. — А так ко мне каждый день в гости зайцы заходят, лоси из леса выглядывают. Живу как в раю. Здесь мое место силы.
В Подсосенском, где раньше был хутор Налет, мы познакомились с Надеждой Сергеевной Ивановой, которой в декабре исполнится 85 лет. Она здесь родилась, пережила войну, вышла замуж, воспитала детей. Воспоминания о прошлом — её любимое занятие. Название своего хутора она объясняет так: во время Гражданской войны налетали белые на красных. Отсюда Налёт и прикрепился к населенному пункту.
— А по дальней дороге со стороны Воронежа наши солдаты пленных немцев гнали, — рассказывает баба Надя, показывая в сторону холма. — Я тогда девчонкой была, но войну помню хорошо. Мою мать забрали окопы рыть под Сталинградом, вернулась домой больная и немощная. А от семьи в колхозе кто-то должен был работать. Поэтому мне в четырнадцать лет предложили мать заменить. Так после семи классов я пошла на свинарник, там и трудилась.
Потом баба Надя замуж вышла. Овдовев, в одиночку троих детей поднимала.
— Сегодня сыновья живут в городе, меня часто навещают. Сноха, внук и зять тоже на подмогу приезжают. А недавно дети мне воду в дом провели, — нахваливала родных бабушка.


Баба Надя считает, что живет на всем готовом, и ощущает себя богатой и счастливой.
Когда хуторяне разъезжаться стали, у нее на городское жилье денег не было, а стеснять сыновей не хотела. Сейчас у нее мечта одна — чулан подправить.
«Что еще для счастья надо? Чтобы родная земля под ногами была и небо чистое. Жить в мире и любви везде хорошо!» — сказала наша героиня.

* * *
На обратном пути я искренне радовалась за духовный комфорт наших героев. Ровно до того момента, пока на глаза не попалась официальная статистика. По данным Росстата, за последние десять лет численность сельских жителей в стране сократилась почти на 220 тысяч человек. В апреле этого года грядет очередная всероссийская перепись, которая, скорее всего, принесет неутешительные результаты по сельскому населению. Деревня как сердце России стремительно исчезает. Жаль…
Л. ФИЛИППОВА.

НА СНИМКАХ: «останки» магазина, в котором отоваривались все хуторяне; Н.С. Иванова всю жизнь мечтала попасть в газету; В.Ф. Сипаков нашел свой рай на земле.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS