16+
  • $:94.0922
  • €:100.5316
Сб 20 апреля, 01:50, °C,

Станция Урюпино: грядут перемены?

НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ


Людей на первом этаже вокзала, мягко говоря, немного. Когда я вошёл, уборщица со шваброй в руках мыла чистый пол, кассир смотрела в окно на маневрирующий локомотив, а в одном из кресел сидел мужчина лет семидесяти, который просто зашёл передохнуть в холодке.
Касса давно одна-одинёшенька, из кассиров выжили только Ирина Клюева (она здесь с 1990 года) и Галина Степанова (стаж кассиром — 16 лет). Работают посменно.
Дежурная по залу Юлия Прошина да сама начальник вокзала Светлана Васянина — вот тебе и всё «штатное расписание» (уборщица Александра — аутсорсинг).
Торговые ряды посреди зала исчезли: с началом коронавирусной эпопеи отсюда ушли последние арендаторы.
— Всё больше пассажиров покупает билеты на сайте, — говорит кассир Ирина Александровна. — Но и к нам заглядывают — за день принимаем больше 30 человек. Сейчас лето, люди много ездят.
Сам вокзал меняется: на фасадах — новое остекление, внутри — новая мебель и рамки металлодетекторов стоят при входе. Отремонтированы комнаты отдыха и бытовка (пустуют), на первом этаже — стол со схемой помещений для слепых. В общем, приметы времени прорисовываются. А вот «ботанический сад» на втором этаже всё так же цел и невредим.
Но главный вопрос к начальнику вокзала, конечно, «тот самый»: вернётся ли в Урюпинск пассажирский поезд? Ну, хоть какой-нибудь, хоть пара вагончиков?
— Откуда ж я знаю, — Светлана Валерьевна пожимает плечами. — Спросите в администрации. Мы вообще теперь только за здание отвечаем.
На помощь спешит кассир. Она объясняет:
— ФПК (Федеральная пассажирская компания — Авт.) была согласна возобновить волгоградский маршрут, но при условии муниципальных дотаций. А у муниципалов откуда деньги?
ЦИСТЕРНА ТРОНЕТСЯ
Товарная станция — в здании цвета морской волны за водонапорной башней. Двери настежь, но внутри прохладно. И до боли знакомый запах советских интерьеров. Лакированные панели на стенах, старинные деревянные окна, тюль с цветочками — повеяло чем-то очень родным и близким, без удушающих ароматов гипсокартона и СанПиНов XXI века. За компьютером — Вера Александровна Алныкина, приёмосдатчик груза и багажа.
— Багажа-то нет! — говорю.
— А должность есть! И грузов немало, — осаживает Вера. — Вагоны вот не успеваю раскредитовывать.
Раскредитация — это оформление груза и передача документов получателю. Данные заполняются в специальной программе. Но печатать по-прежнему надо всё.
— Чем меньше людей, тем больше бумажек, — в кабинет вошёл плотный, но живой и колоритный мужчина с глубокими ямочками, рыжими усами и в кепке-шестиклинке. Это Роман, представитель ООО «ГЭС–Тамбов». Он с газонаполнительной станции, которая теперь единственный пользователь подъездных путей на Горе Восточной. Пути когда-то тянулись далеко за «Ламбум», но теперь — увы.
МОЛОДОЙ НАЧАЛЬНИК
Начальника станции в это время нет. Уехал на МЭЗ — «заключать договор с клиентом». Клиент не то слово: в 2017-м маслозавод обеспечивал 70% грузопотока, и год от года доля эта растёт.
Но вот и он. Александру Ампилову 24. Наверное, это самый молодой человек из всех, кто когда-либо занимал его должность в наших краях.
В феврале Ампилов выдержал экзамен в Саратове, и вот уже полгода, как управляет станционным причтом из 11 человек. Полный комплект — 12 (для сравнения, даже в 1871 году было 18). Сейчас не хватает составителя поездов, хотя его обязанности исполняет урюпинец Константин Горовенко, по штату он числится за станцией Алексиково.
— Но с сентября, — говорит Александр Ампилов, — должен перейти к нам.
Начальник надевает ярко-­оранжевую жилетку со светоотражателем. Мне выдаёт такую же. Идём на пост ЭЦ.
В ГОСТЯХ У ДЕЖУРНОЙ
ЭЦ — это электрическая централизация. Все светофоры и стрелки на путях включают отсюда. Женский голос бойко телеграфирует:
— 25 94 Фёдоров, план маневровой работы: от М17 будем выезжать за М9, от М9 по четвёртому свободному, за М14 — и под состав. Дежурная Караваева.
— А что не по пятой за М20? — отвечает машинист.
— Тебе когда говорят, езжай, — улыбается Наталья в микрофон.
Наталья Назировна семнадцатый год работает дежурным по станции. Она, можно сказать, непосредственный командир — по её указке происходят все манёвры подвижного состава. Перед Караваевой стоит огромный пульт и схема путей с электрическими огоньками на весь простенок. А ещё — компьютер, микрофон и куча телефонных аппаратов. Я насчитал восемь. Спрашиваю: зачем так много?
— Общаться любим, — шутит начальник станции.
НА ПУТЯХ
Выходим на рельсы. Готовят к отправлению состав — тот самый, к которому дежурная направила тепловоз. 14 вагонов. Большая часть — «бочки» с подсолнечным маслом. Они поедут в порт Новороссийска, на экспорт. Ещё один «квадратный» нагружен металлоломом — чермет с пункта приёма на улице Карбышева.
Алексей Косевцов, осмотрщик-ремонтник вагонов, продувает тормоза и чертит мелом на хвостовом — «ХВ». Смеётся:
— Христос воскрес!
Локомотивы уже «под парами». Оба — легендарные ЧМЭ3. «Чёмки», они же «чмони», они же «чумовозы». В кабине открыта форточка, стёкла по бокам от палящего солнца завешены газетой «Гудок». А в форточке тот самый машинист Фёдоров — Алексей Фёдоров. Когда-то на его месте работал Владимир — отец Фёдорова-младшего. Такая вот династия.
Состав через час десять должен прийти в Алексиково. А мы с начальником идём обратно. Справа, у гаражей кооператива «Железнодорожник», остаются подъездные пути на 2-ю территорию элеватора — их этой весной полностью обновили.
ЧТО ВПЕРЕДИ?
Впереди, собственно, юбилей. Пока ещё многое на станции напоминает о старых временах: те же здания и сооружения, тот же перрон, те же локомотивы — разве что цветовая гамма стала серо-красной, согласно корпоративному стилю РЖД.
Из того, что бросается в глаза, — памятный знак с краткой биографией станции Урюпино и фотографией старого вокзала. Его установили в конце мая сами железнодорожники. Издалека, ей-богу, напоминает могильный камень. Но хоронить станцию никто не собирается, заверяет начальник. Больше того, здесь всерьёз думают о расширении.


— Есть утверждённый проект реконструкции. За два года мы заменим пути и увеличим их длину, установим дополнительные осветительные мачты, — делится планами на будущее Александр Ампилов.
Дело в том, что расширяется главный партнёр станции — МЭЗ. Завод ощутимо нарастил производство, и очень может статься, что через пару-тройку лет мы увидим на знакомых путях составы длиной до 50 вагонов. Большие надежды у железнодорожников и на новый элеватор, который достраивают на 30-м километре.
Помимо тех, кого мы уже упомянули, услугами железной дороги стабильно, из года в год, пользуются нефтебаза (ООО «Альфа Ойл»), предприниматель Владимир Данилов, Урюпинское ДРСУ (ГБУ «Волгоградавтодор»). В 2019 году по сравнению с предыдущим общий грузооборот станции Урюпино вырос в три раза — с 54 до 150 тысяч тонн. За первое полугодие 2020-го этот показатель уже превысил 96 тысяч тонн.
— Так что станция потихоньку оживает, — резюмирует молодой начальник.
Д. СЕЛИВАНОВ.
НА СНИМКАХ: Александр Ампилов, начальник станции Урюпино; Наталья Караваева, дежурная по станции; Алексей Фёдоров, машинист.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS