16+
  • $:93.2519
  • €:99.3648
Ср 24 апреля, 00:01, °C,

Далеко от Москвы?

«Кто бы мог подумать, что в нашей глухой деревне будет такая страсть», — пишет знакомая из хутора Беспаловского. Именно там были обнаружены первые случаи коронавируса в Урюпинском районе.


Действительно, многие до сих пор твердо верят в то, что пандемия и все, что с ней связано, — проблема больших городов вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара… А нашей-то деревне чего бояться? От столицы далеко, народу мало, а свежий воздух такой, что никаких вакцин не надо. Вот только, если хорошенько подумать, приходишь к пугающей мысли, что и «наши глухие деревни» — тоже благодатное место для разгула опасной заразы.
ДВУХНЕДЕЛЬНЫЕ МОСКВИЧИ
Каждые две недели сельские мужики трудоспособного возраста собирают баулы, перехватываются деньгами у родни, целуют жен и отправляются в Белокаменную на вахту. Большинство — труженики ЧОПов: две недели в Москве, две — дома. Есть, конечно, и те, кто занят в других сферах, но их меньшинство. По возвращении в Урюпинск у них вроде бы проверяют температуру и настоятельно просят посидеть дома в течение 14 дней. Сидят ли? Большой вопрос.
— Местные, мягко говоря, настороженно относятся к таким «москвичам», боятся, — поделился с нами глава одного из поселений района. — Приходится со всеми разговаривать, просить, убеждать. Все же в одной лодке.
Спустя две недели работяга, если жив-здоров, снова собирает сумку. А что делать, семью же кормить как-то надо? Альтернатив в большинстве хуторов нет. Да и в Урюпинске нигде особо не ждут. В Москве у него еще раз проверят документы (недавно введенные цифровые пропуски охранникам, кстати, не нужны, им достаточно удостоверения или личной карточки) и, может быть, будут регулярно измерять температуру. Сколько людей он повстречает за время вахты — не сосчитать. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в столице, где каждый день фиксируются тысячи новых заболевших, шанс нарваться на коронавирус достаточно велик. А таких вахтовиков в нашем городе и районе насчитали несколько тысяч. В общем, заразу к нам привезут, тут и к гадалке ходить не нужно. Да, в общем-то, уже привезли. Вопрос только в том, по какому сценарию будет развиваться ситуация. Хочется надеяться, что не по московскому. Потому что в плане медицины наша провинция совсем не Москва.
ЗАКРЫТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
Обращаясь к населению, президент разрешил регионам действовать по ситуации и самим определять, какие меры нужны для борьбы с коронавирусом. Указ, в частности, дал губернаторам полномочия устанавливать «особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки». Главы некоторых регионов тут же поспешили закрыть свои административные границы и так же быстро были раскритикованы вышестоящей властью: не нужно «путать региональные полномочия с федеральными».
А между тем голоса сторонников полной изоляции регионов звучат все громче, все больше людей хотят, чтобы все пережидали пандемию дома: москвичи — в Москве, урюпинцы ­— в Урюпинске. Разумное зерно в этих призывах наверняка есть. Но как быть с теми же вахтовиками? «От кого мы должны закрыть город? От наших жителей, которые возвращаются домой?» — заявил мэр Севастополя Алексей Краснокутский. Где отсиживаться тем, кто вынужден жить на два города? На что жить эти полмесяца? И как быть, когда деньги закончатся? На эти вопросы четких ответов никто нам не дал.
— У меня сегодня утром внук с вахты приехал, — позвонила в редакцию жительница Урюпинска (было как раз 15 апреля, когда вахтовики приезжают со смены). — Пока думаем, отправлять ли его снова через две недели: если что, будет пока жить на пенсию матери.
Ну, а тем, кому рассчитывать не на кого, придется снова отправиться на смену. Да, они все понимают. Да, боятся. Но другого способа выживания у них просто нет. За самоизоляцию частные работодатели платить не хотят — и президент им не указ. Вот и приходится выбирать, чего бояться больше. Не от хорошей жизни едут на вахту. И эта проблема, пожалуй, не менее серьезна, чем коронавирус. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
НА ВЛАСТЬ
НАДЕЙСЯ…
В общем, как бы мы не хотели, а полностью закрыться от приезжих пока вряд ли получится. А значит, вахтовики как ездили, так и будут ездить. В такой ситуации нужно с пониманием и максимальной ответственностью воспринимать все действия региональных, муниципальных и сельских властей — именно им федеральное правительство по сути поручило побороть коронавирус. И на местах делают все, что могут. Не всегда понятно, порой сумбурно и не очень последовательно, но делают. Просто для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье жителей.
— У нас по старой традиции всю ответственность за ситуацию возложили на местную власть, — продолжает все тот же глава, фамилию он просил не называть. — С нас и спросить легче и наказать проще.
У сельского главы даже на зарплату своим сотрудникам зачастую не хватает. Но сверху спустили распоряжение, а ты уж крутись как хочешь. Отлавливай приезжих, вручай им именные памятки да приглядывай построже. А через две недели все по новой.
Именно ему, сельскому главе, и, конечно, местным медикам придется быть на передовой, если ситуация выйдет из-под контроля. Уж у него-то точно не получится уйти на самоизоляцию.
— Вы уж извините за нескромность, но сейчас с сельской властью и фельдшерами не ругаться надо, а молиться, чтоб не подхватить заразу, — продолжает мой собеседник. — Заболеют они — администрацию и ФAП прикроют на карантин, поселение останется без власти и первичного медицинского звена. А от меня, когда я приезжаю с памяткой, уже убегать начали. Как будто я для себя это делаю.
Как будет развиваться ситуация дальше, пока непонятно. В Москве, констатируют власти, все пошло по плохому сценарию. Переждать пандемию в глухой деревне тоже особо не получится. Они у нас, оказывается, совсем не глухие. Поэтому в очередной раз призываем всех прислушиваться к рекомендациям. Не то время, чтобы спорить и доказывать свою правоту. Спорить будем потом. Когда переживем коронавирус.
Д. ХОМЮК.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS